Электрокары пока нельзя назвать популярным видом автотранспорта в Казахстане. В 2021 году на всю страну приходилось чуть больше 500 электромобилей. В основном ими пользуются в Алматы, где больше всего зарядных станций. Тем не менее, модельный ряд “электричек” давно не ограничивается одной только Теслой, а, учитывая опыт соседних стран, электрокары в перспективе могут стать доступной альтернативой машинам с ДВС.

Таисия Шайдарова, кастинг-директор 

Я брала BMW i3 2019 года. Мне нравится ее дизайн и двери, открывающиеся в разные стороны. Я привыкла к полному приводу, но за счет низкого расположения центров тяжести разницы не почувствовала даже зимой.

Правда, запас хода меньше. Полный — 250 км, а зимой — 180-200. Примерно 30% уходит на подогрев аккумулятора. Если машина стояла в отапливаемом помещении, выезжала на улицу и снова возвращалась в тепло, этой разницы не было.

Я езжу каждый день и заряжаюсь 1-2 раза в неделю. Но я не очень много перемещаюсь. Комфортная температура для машины — 20 градусов за окном. Если она ниже, часть энергии уходит на подогрев, а если выше — на кондиционер. У этой модели есть два минуса — задние двери не сразу плотно закрываются, и она вся пластиковая, из-за чего происходит теплопотеря.

Гарантия аккумулятора — 8 лет. К концу эксплуатации, когда батарейка подсаживается, меняется один сегмент. Его замена стоит около тысячи евро. Сегментов несколько, и менять их можно последовательно.Принцип подзарядки и расхода простой: чем выше скорость, тем больше расход и меньше пробег. Если ехать 60-80 км/час, кататься можно долго. 

Покупая эту машину, я понимала свои потребности, и она с ними идеально справляется. Заряда хватает съездить на ферму и обратно, и ещё покататься по городу. На заправке “Компас” машина беслатно заряжается до 80% за полчаса, а на следующие 20% уходит ещё 30-40 минут. Это чтобы аккумулятор быстро не садился. Вообще, не рекомендуется заряжать машину до 100%, если не нужно далеко ехать. Для обычной поездки 80% достаточно.

Я рассматриваю электричку как городской автомобиль, который удобен здесь и сейчас. У нее нет выхлопов, и она занимает мало места. Нет смысла покупать для города джип. Уже в Капчагае поставили зарядку, и я с удовольствием поеду на Или с запасом хода в 250 км. 

Единоразовое годовое обслуживание машины мне обошлось в 80 тысяч. Три года назад я водила Mercedes и тратила на него 90 тысяч в месяц, заправляя его 98 бензином. Полный бак был 50 литров, и ездила я столько же, сколько сейчас. Если заряжаться дома от розетки или в Компасе, водить электрокар мне выгоднее. 

Руслан Утебаев, кандидат технических наук 

Я вожу Nissan Leaf с 2014 года. Первое время было сложно, не хватало  информации, покупали на свой страх и риск. Зарядного устройства тогда не было, нужно было заказывать его в Штатах. Там оно рассчитано на 110 вольт, а у нас — 220, поэтому пришлось переделывать. Первые владельцы электромобилей часто сталкивались с такими проблемами. Сейчас все проще, на многие вопросы есть ответы. 

Первую медленную зарядную станцию мы с коллегами поставили в 2015 году на территории Политеха, и полтора-два года машины заряжались бесплатно.

В 2017 году мы сделали промышленный образец зарядной станции и с тех пор их продаём, установив уже 30-40 станций для частных автовладельцев. 

Моя машина 2011 года. Я проехал на ней около 80 тысяч километров, сэкономив на топливе порядка 1,5 млн тенге. Но батарея тоже изнашивается. Емкость моей упала до 60%. В черте Алматы я могу несколько раз съездить в любую точку города.

Больше 100 км люди по Алмате обычно не ездят. Часто слышу критику, что на электромобиле далеко не поедешь, но он и предназначен для мегаполисов. Поэтому даже те, кто занимаются электрокарами, часто говорят, что видят их будущее в каршеринге. 

В 2014-15 годах цены на литиевые батарейки были сумасшедшими. Со временем расценки снизились, и за 1,5 млн тенге можно поставить 20-киловаттную батарейку. У электрокара, по сравнению с ДВС, изнашивается только батарея. Масла в редукторе всего литр, стоит оно примерно 5 тысяч тенге. Тормозная система стандартная. Я купил автомобиль по старому курсу за 4 млн тенге и с тех пор  ничего в него не вкладывал. Только масло поменял. Плюс нет налога.

Обычно у автовладельцев есть бортовое зарядное устройство, типа адаптера для ноутбука, которое можно подключить в обычную розетку ( 3 кВт). Если она выдерживает 16 ампер, машина накопит 15 км пробега за час подзарядки. 

Когда говоришь людям про электромобили, они представляют дорогую Теслу. Хотя в том же Китае ездят сотни тысяч электромобилей. Там ценовой диапазон электрокаров — 4-8 млн тенге, а в Казахстане у желающих купить доступный электромобиль нет выбора. В лучшем случае можно найти автодилера, и то привезут б/у.

Алексей Красников, основатель Tesla service и Tesla Club Kazakhstan

Мы уже четвертый год занимаемся обслуживанием электромобилей и больше года продажей. Всё началось с того, что приехала Tesla с проблемой, и нужно было её решать. Рынок электрокаров начал расти в связи с отменой таможенной пошлины и утильсбора в 2021 году.

Я сам работал на СТО, когда проходил практику, позже открыл свою ПЗМ, потому стал официальным дилером в сфере люксовых машин. Поработал в детейлинге и после вернулся обратно в автосервис, но уже по электромобилям.

Сейчас занимаюсь только Теслой, потому что у каждого электромобиля — например, BMW или Hyundai — свое программное обеспечение. Принцип один — та же батарея и те же технологии, но ПО у всех разное, и под каждую машину нужны хорошие инвестиции. 

Среди владельцев Tesla, есть как состоятельные люди с несколькими машинами, так и обычные — писатели, режиссеры и т.д. Например, человек хочет Теслу —  берет битую, мы ее восстанавливаем, и она ему обходится дешевле.

Казахстан — единственная страна в СНГ, в которой Илон Маск поставил зарядные станции. 4 устройства по 120 кВт стоят в Есентае, причём бесплатно заряжают батарею от нуля до ста за 20 минут. Такие же станции есть в столице. 

В первых моделях гарантия на батарею и электродвигатель была 8 лет. Новые батареи могут служить и 25 лет, а севшие производитель забирает на переработку и строго за этим следит. 

В качестве эксперимента я доехал до Талдыкоргана на model 3, и у меня ещё оставался запас в 100 км. Но на более бюджетной машине запас хода меньше. Если будет развиваться инфраструктура, а это забота государства, обычному человеку было бы проще пересесть на электромобиль. Нужен и сервис. У кого-то есть ПО, но нет персонала, который будет обслуживать электрокары. Этому тоже нужно обучать.