Почти двадцать лет назад Жанар переехала из Алматы в Санкт-Петербург. Но ее пьеса, собранная из фрагментов чужих жизней, после январских событий в Казахстане обрела второе дыхание.
«Они пришли» — это спектакль о людях, переживших войну будучи детьми и выросших в горячих точках в разное время. Кто-то был подростком, кто-то едва помнит себя трех-пятилетнего, прячущегося в убежище. Они непредвзяты, уже не винят никого, только пытаются разобраться, почему это с ними произошло и хотели бы все забыть.
Постановку срежиссировала выпускница актерско-режиссерского курса Камилла Рашид. Дебютный показ получил много положительных отзывов от зрителей, и в театре решили сделать спектакль репертуарным. А потом случилась война.
«Мы ничего специально не подстраивали, но весь мир опять перевернулся. Моей главной целью было не надавить на раны и страхи, а сказать зрителям — вы не одни! Есть мы как люди, есть мы как актёры, и тоже боимся и не знаем, что впереди. Но так здорово, что мы собрались, чтобы ещё раз проанализировать процессы, из которых состоит война и понять, что это ужасно. Я надеюсь, что когда перед человеком встанет выбор между добром и злом, он выберет добро, потому что побывал на нашем спектакле и понял, какие ужасы несёт в себе война», — комментирует постановку Камилла Рашид.
В спектакле нет декораций, не считая нескольких деревянных поддонов и табуретки, а главные спецэффекты – это глаза актеров. Полные слез, равнодушия, непонимания – как такое могло произойти? Актеры выходят к зрителям в роли одиннадцати обычных граждан. Они по очереди садятся перед зрителями и ведут диалог с невидимым интервьюером. Успешная бизнес-вуман, простой учитель или инженер, мать-одиночка, парень в шлепках из соседнего подъезда — у каждого свой опыт и воспоминания.
Кто-то смог оставить войну в прошлом и попытаться жить дальше, кто-то – нет. Каждый второй из одиннадцати персонажей произносит сакральную фразу: «они пришли». Пришли с автоматами, пришли выгонять нас из дома, пришли издеваться над нами. В зале в этот момент стоит гробовая тишина, только иногда слышатся всхлипы. Невозможно спокойно слушать историю человека, которого заставляли играть в футбол на заминированном поле.
Ни одна из горячих точек не называется. Некоторые так и остаются безликими, зато в других узнаются очертания крупных конфликтов на постсоветском пространстве в последние тридцать лет. Гражданская война в Таджикистане, Чеченская война, Южноосетинский конфликт.
«Это документальный спектакль. Жанар брала интервью у реальных людей. Я сама по первому образованию политолог, и мне особенно интересны материалы, основанные на реальных историях. Я изучила все конфликты, которые описаны в пьесе, изучала психологию людей после войны. По сути, это — документ, разбавленный сценической формой. Я не пытаюсь повернуть время вспять или предотвратить будущие конфликты. Но мы часть этого процесса, даже если сохраняем нейтралитет, и он на нас отражается. Мы не можем остановить войну, но мы можем что-то сделать со своим выбором и действиями», — добавляет Камилла Рашид.
Камилла признаётся, что растерялась, когда после спектакля к ней подошёл молодой человек, который несколько дней назад уехал из соседней страны. Он рассказал свою историю и добавил: «спасибо вам за спектакль. Это было очень сильно». И с этим сложно не согласиться, когда в самом конце актёры начинают говорить в унисон. Зрители встают и аплодируют сквозь слёзы. Лишь голос Виктора Цоя из колонок вторит – «следи за собой, будь осторожен».
Добавить комментарий