ГлавнаяБлог

Японская притча об абсурде в казахстанском исполнении

Автор: Аркадий Рахилькин Алматинские театры и музыкальные площадки давно научились работать с самым разным зрителем. Еще 20 лет назад гостей города мы водили на балет в ГАТОБ или, в качестве экзотики, на музыкальный вечер этно-рока. Так здорово, что за это время появились новые местные современные режиссеры, актеры и нишевые театральные концепты.

Великолепный пример – театр АRТиШОК с его талантливым художественным руководителем Галиной Пьяновой. Эта площадка для экспериментов, проб и ошибок, по-прежнему с момента основания театра – путь стресса, выживания, борьбы за право существовать и говорить то, о чем хочется.

Однако речь не о сложностях независимого театра. Сегодня у зрителя есть возможность соприкоснуться с настоящим арт-хаусом, фестивальным искусством. На сцене АRТиШОКа в рамках дипломной работы по актерскому мастерству – спектакль «Женщина в песках», по культовой книге Кобо Абэ и фильму Хироси Тэсигахара.

Маленькое пространство АRТиШОКа как будто специально было спроектировано для такого спектакля. Театр распался на 2 части, зритель оказывается внутри самого повествования, один шаг, и он среди актеров. Вместо сцены – песок и вода, главные герои спектакля, наряду с Мужчиной и Женщиной.

Случайный городской житель – энтомолог, как в романах Кафки и Сартра, попадает на дно заготовленной для него западни, дом внутри ямы из песка. Абсурдный кошмар, унижение насекомого, пойманного в банку. Надо бежать, проснуться, отомстить, пожаловаться, но не так все просто. Зритель спектакля чувствует запах песка, воды, от него нельзя сбежать. Если ты не гребешь песок, у тебя нет воды, а дом постепенно заносит.

АRТиШОК

Веревочная лестница исчезает, а Мужчина и Женщина становятся единым целым. Пересохшее горло и драгоценная влага, податливость и покорность.

Иррациональность – это часть спектакля, равно как потоки воды и песка, которыми главные герои – актеры окатывают друг друга. Она поддерживается потрясающим реквизитом (технически невероятным для такой маленькой сцены), абстрактным и этно-вокалом в исполнении Виктории Мухамеджановой и Айганым Рамазан и хореографической феерией в постановке Светланы Доминской.

Дно песочной ямы демонстрирует нам появление новой человеческой личности, сначала потерявшей внешние связи с миром, прежние иллюзии, пограничность бытия. На нем же и рождается новый смысл жизни: почти как воду из песков пустыни, главный герой обретает самого себя через отказ от сверх-необходимого, в помощи другому и борьбе за насущное. Философия жизни очень проста, если ты честно отвечаешь на вопрос: «Кто ты?»

Песочная яма – это и наш мир, а тот, кто наверху – Сверх Бог, который смотрит как мы копошимся, если мы трудолюбивы, то получаем плоды, как дар Небес.

Упорство в работе и принятие всего, что случается, с известной покорностью должно восхищать. Герой был не свободен, когда попал в ловушку, но парадоксально становится свободным в ней, возвращается в нее добровольно, так как готов принять любую судьбу. Сопротивляясь, Мужчина становится рабом страсти убежать. В спектакле это нарисовано в виде попарных образов Мужчина-Женщина, песок-вода, свобода-рабство, в целом – инь и янь. Песок – как прообраз воды, пустыня как океан, а дом героини как шлюпка.

Стоит отметить, что режиссер данного спектакля (Катя Пен) невероятно подобрала актеров, Мужчина – Тимур Бисенбаев и Женщина – Камилла Рашид. Наверное, именно молодость, раскрепощенность, отсутствие зашоренности, желание сделать что-то необычное и значимое позволили выжать из спектакля весь «сок».

Камилла – это очень тонкая, чувственная актриса, полностью отдающаяся действию. Режиссер спектакля, как и в фильме 1964 года, применила несколько эротичных приемов, чтобы подчеркнуть основную линию. В какой-то момент актрису обнажают на сцене, что сочетается с обливанием потоками песка и воды. Для неподготовленного зрителя это возможно станет некоторым шоком, но Камилла так мастерски ведет сюжет, что мы смотрим не на ее (действительно красивое) тело, а на образ Женщины в целом.

АRТиШОК

Как говорил Кобо Абэ, «Женщина, так опасно и отчетливо отделившаяся от фона, превращается в волнующий силуэт». Как и в фигурном катании – Мужчина в спектакле Артишока – это поддержка, Женщина – основной объект. Когда Камилла (Женщина) начинает защищать свой скудный дом, засыпанный песком, с отсутствующим радио и признаками цивилизации, точно становится не до шуток. Она готова лопатой прибить Мужчину, отстаивая право на свое жилище.

У спектакля есть спорные места, как и у любого арт-хауса. Иногда попытка соединить все и сразу вызывает отторжение, но мне всегда хочется понять режиссерскую задумку. Переплетение хореографических номеров с действием и отвлеченными диалогами поначалу казались фишкой спектакля, но к концу сложилось ощущение перебора.

Зритель, который не смотрел фильм и не читал книгу, окажется в очень затруднительном положении, а ведь цель не просто шокировать, не так ли? Артишок это ведь гармония, баланс между искусством и желанием поразить. Мне показалось, спектакль бы только выиграл, если несколько моментов прыжков из действия в современность и от хореографии к шоку заменить на более глубокое погружение в основную экзистенциальную тематику. В какой-то момент пробегающий несколько раз по сцене голый закадровый персонаж в белых плавках начинает раздражать.

«Женщина в песках» – не просто перформанс. Одно дело психологическая драма, затрагивающая личностные вопросы, когда тема одиночества пропускается через индивидуальность конкретного человека. А в «Женщине в песках» личности Мужчины и Женщины не индивидуальны. Книга, фильм и теперь спектакль пропитаны глубокой философией, раскрыть которую – главная цель.

«Ты отгребаешь песок, чтобы жить, или живёшь, чтобы отгребать песок?» спрашивает Мужчина Женщину.

В этот момент Камилла (Женщина) воплотила классический образ Покорности – в смятом бесцветном, почти порванном платье, вся обсыпанная песком и облитая водой. Но за этим стоит и ее мощь, если надо защитить свой Дом. Недаром на стене была нанесена соответствующая надпись. Она любит свой Дом, каким бы он ни был и готова порвать каждого кто осмелится осудить или разрушить то, что не понимает или не принимает. Обалденно…

Главная загвоздка экзистенциализма (особенно японского) в том, что поиски смысла всегда приводят в тупик. Смысл жизни – это игра. Нам всегда нужно во что-то верить. Мы предъявляем ко всему требования. Но именно Женщина понимает и принимает до конца дыхание своей стихии (песка). Она не может объяснить, но чувствует. Она говорит, что песок разъедает всё: дерево гниет, обувь портится. Она понимает власть песка над собой и покоряется ему, она отгребает песок ночью, пока он сырой и знает, как удобней взять лопату, чтоб устать меньше. Она гармонично вписывается в этот мир и Камилле удалось показать свою героиню мудрой. А Тимуру удалось нарисовать своего героя жалким, который как насекомое не хочет со всем этим смириться, не понимает того, что происходит.

В песочной яме есть все, чтобы выжить: еда, питье, одежда, физический труд, женщина. Отрешись от старого мира, забудь о своей мечте, стань ненужной строчкой в справочнике и обретешь тихий покой и счастье. Правда, ограниченный периметром песочного барьера в жизни и театре, но зачем куда-то бежать? Чтобы доказать всему миру, что ты чего-то стоишь, а миру наплевать на тебя? Извечная тема, актуальная и современная для нашего социума.

«Женщина в песках» – яркий спектакль, в котором режиссер соединила различные элементы в удивительный коктейль: хореографию и пластику, вокал и костюмы, кино и музыку. И даже кино-цитата из моего любимого Такеши Китано «Куклы» не осталась незамеченной – на финальный танец главные герои Камиллы и Тимура выходят в японских свадебных костюмах красного и черного цвета.

Правда, связывать их одной веревкой, как в фильме, уже не имело смысла – и зрители, и актеры, и песок, и вода, в каком-то смысле воссоединились за эти 2 часа удивительного путешествия в мир Кобо Абэ.

Праздник соприкосновения с искусством – это праздник, который всегда с тобой. И в нашем родном городе для этого есть люди, события и прекрасный повод встретиться – театр.