ГлавнаяБлог

Свадебный переполох: 10 брачных традиций и обычаев казахов

С 2011 года 15 апреля в Казахстане считается Днем влюбленных в честь эпоса о любви Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Несмотря на печальный финал лиричная история этой пары олицетворяет собой пример самоотверженной верности и настоящих чувств. В эпоху, когда подобные истории были возможны, создание семьи в казахском обществе опиралось на строгие правила, а важные события в жизни молодой пары сопровождались памятными ритуалами.

Вспоминаем самые яркие брачные традиции вместе с ведущим научным сотрудником Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Гульмирой Орынбаевой. 

Айттыру

В старину невесту для сына родители подыскивали задолго до его совершеннолетия. Нередки были случаи, когда семьи могли сосватать младенцев (бесік құда, от бесік – колыбель) или даже ещё не родившихся детей (бел құда — «до рождения детей»). Обычно подобное происходило между друзьями, которые хотели, чтобы их семьи породнились. В результате, после құда түсу — «сватовства»  родители обеих семей заключали договор — айттыру.

Дабы исключить любую возможность брачного союза между родственниками, даже дальними, у казахов был наложен строгий запрет на брак между потомками общих предков. Только через семь поколений они могли создать семью. Именно поэтому все казахи обязаны знать своих предков до «седьмого колена», и жениться можно было на девушке только из дальней местности. 

Қыз көру

Случалось и так, что молодые люди сами подыскивали себе пару. Для этого специально устраивались смотрины — қыз көру или қыз таңдау, на которых парни и девушки устраивали самые настоящие «батлы» в виде айтысов и состязаний в самых разных видах искусства. Ну а дальше, если между молодыми «проскакивала искра», наступал черед құдалар или сватов, которых влюбленный джигит посылал к родителям своей избранницы. 

Шашбау

Не всегда подобные задания оканчивались успешно. Символом отказа служили подвески из серебряных медальонов и монет, с помощью шнурков и лент вплетенные в косы незамужних девушек, и алка – нагрудные ожерелья. Достаточно было резко встрепенуться всем телом – и тогда шашбау, сережки и ожерелья заливисто звенели, давая понять сватам, что их миссия провалилась. 

В старину незамужние и не засватанные казахские девушки активно использовали «язык украшений». Так, кольца в форме птичьего клюва – кұстұмсық, луновидные серьги и подвески, кулоны и серьги в виде раскрывшегося бутона цветка, недвусмысленно намекали, что девушка свободна и готова к замужеству – примерно как в наше время статус в соцсетях — «в активном поиске». 

Кұда тартар 

Если договаривающиеся стороны приходили к консенсусу о будущей свадьбе, размере калыма и приданого, происходил құдалық или «прием сватов». С этого момента начиналось самое интересное. Для жениха выбор сватов превращался в нетривиальную задачу, а претенденты должны были обладать поистине «нордически стойким характером». Он им помогал при близком знакомстве с обычаем, забытым в городах, но все еще встречающимся в отдаленных аулах — құда тартар или «теребить сватов». 

Причем, теребить — это мягко сказано, аульные женщины получали карт-бланш: сватов обсыпали мукой, обмазывали им лица сажей, перемешанной со сметаной, их могли окатить водой с головы до ног или, схватив за руки и за ноги, бросить в ближайший водоем. И не дай Бог на это обидеться, позора не оберешься и порученное дело провалишь. Сватам разрешается только весело улыбаться и время от времени откупаться от женщин небольшими подарками. 

Вдоволь потешившись, гостей усаживали на почетное место, и начинался новый этап испытаний с замысловатыми вопросами и загадками. Свадебный обряд превращался в своеобразный «клуб веселых и находчивых», понаблюдать за которым собирался весь аул. Если растерялся и не ответил так, как надо, что ж, «расправа» не заставляет себя долго ждать. Нерасторопного гостя могли на потеху публике посадить задом наперед на вола и, надев на него саукеле, возить по аулу.

Ұрын бару

Итак, сваты договорились, калым уплачен и жених, изнывающий от желания наконец-то первый раз увидеть невесту, приезжает к ней в аул. Хотя обычай называется есік көру (букв. есік — дверь, көру — смотреть) или ұрын бару (воровской приезд) и проводится якобы тайком, это вполне официальная и торжественная встреча под пристальным присмотром жеңге — жен старших братьев и других близких родственников. Но не все так просто.  Чтобы поближе посмотреть на суженую и пообщаться с ней, жениху и его друзьям приходилось пройти через ряд испытаний, откупаюсь при этом подарками. Например, ентiкпе, когда снохи вдруг начинали задыхаться, будто бы от быстрой ходьбы, но стоило только жениху их одарить, как удушье чудесным образом проходило.

Еще более необычный обычай — итырылдатар ( ит — собака, ырылдау — рычание), когда женщина садилась на корточки или ложилась на пороге юрты и мешала пройти жениху. Она хватала его зубами за край полы чапана и рычала, изображая собаку, пока он не откупался очередным подарком.

 Был еще кемпір өлді («старуха умерла») — одна из женге, пожилая женщина, вдруг как подкошенная падала на глазах жениха и, раскинувшись на земле, старательно изображала умершую. Остальные женщины начинали оглушительно причитать, а жених с друзьями пытались привести ее в чувство. Все это происходило до тех пор, пока старушку не оживляли подарком. Только потом жених наконец мог зайти в юрту, где его ждала встреча с невестой. Но и там жених платил, например, за то, чтобы подержать невесту за руку — қол ұстатар и погладить волосы — шаш сипатар

Заканчивался день веселым тоем, в конце которого девушка дарила джигиту платок и передавала различные подарки для его братьев и сестер. После ұрын бару уговор сватов не мог нарушиться, иначе это могло иметь весьма серьезные последствия. Если жених без весомой причины отказывался от девушки, то уплаченный калым не возвращался, и парень должен был уплатить стороне невесты солидный штраф. В случае нарушения договора с ее стороны, калым возвращался полностью, и также уплачивался штраф.

Мойын тастар

Все знают свадебную традицию, когда невеста бросает за спину букет, а поймавшая его счастливица, согласно поверью, должна выйти замуж следующей. Так вот у казахов существовал похожий обычай, называемый мойын тастар — «бросание шейного позвонка», только вместо невесты с подружками был жених и молодые парни, и бросали не букет, а шейный позвонок овцы. 

По обычаю, невеста отказывалась идти к юрте молодоженов и женщины приносили ее туда на ковре. Первой в юрту должна была зайти невеста, причем переступить порог она должна была обязательно правой ногой. Затем входил жених. После чего он усаживался на почетное место и ему подавали мясо, приготовленное женщинами из подаренного им барана. 

Прежде всего, жених должен был обглодать шейный позвонок овцы и, завернув косточку белой тканью, выбросить его через откинутый верхний полог юрты. Снаружи этого момента ждали молодые неженатые парни, которые должны были ее поймать. Тот, кому это удавалось, согласно поверью, должен был жениться первым.