ГлавнаяБлог

Искусственный интеллект: заменят ли машины людей?

Эффект от влияния информационных технологий можно сравнить с промышленной революцией в 18 веке. Только изменения происходят быстрее, и никто точно не знает, к чему это приведет. С развитием автоматизации производства и технологий машинного обучение (ИИ) роль человека в экономике резко изменится, считают аналитики Boston Consulting Group (BCG). Согласно их прогнозу, к 2030 году исчезнут миллионы рабочих мест. COVID-19 только ускорил цифровизацию экономик, при этом на рынке труда появится много новых ниш и профессий, спрос на которые зарождается прямо сейчас.

Где востребована автоматизация?

По данным Международной федерации робототехники, в 2021 году на 10 тысяч рабочих в среднем приходится 113 промышленных роботов. А в Сингапуре эта цифра значительно больше — 918 устройств, задействованных преимущественно в электронной промышленности и производстве компьютеров. Похожая ситуация в Южной Корее, где роботы собирают ЖК-дисплеи, микрочипы, а также автомобили и аккумуляторы для электрокаров.

«Казахстан находится в числе стран с низким уровнем роботизации производств. У нас на предприятиях больше развита промышленная автоматика, чем робототехника, —  говорит основатель «Regulus Robotics Machine» Ришад Хамитов, — Внедрение промышленных роботов эффективно лишь при больших объемах выпуска на поточных линиях. В нашей стране роботов, например, используют на автосборочном предприятии «СарыаркаАвтоПром» в Костанае для сварочных и покрасочных работ».

Подобными задачами функции роботов не ограничивается. Умные системы также способны анализировать окружающую среду, взаимодействовать друг с другом и адаптировать свое поведение в меняющихся условиях. Один из примеров — первый автоматизированный шинный склад в России, где все ключевые функции выполняют роботы.

Объект работает с 2021 года, при том, что Amazon запустил первый автоматизированный склад с товарами общего назначения в 2014 году. Правда, спустя 5 лет компания отказалась от идеи полной автоматизации: роботы не облегчили работу сотрудникам, а повысили нормативы, из-за чего возросло количество травм. Машины оказались производительнее, но качество исполнения задач требует доработки. 

В каких сферах применяется искусственный интеллект (ИИ)?

В Казахстане, как и в других странах СНГ, применение высоких технологий зависит от отраслей и регионов, а спрос на решения на основе ИИ постепенно растет.

Справочные службы и колл-центры давно заменяют боты, способные отвечать на большинство вопросов клиентов. Следующий шаг — виртуальные ассистенты, которые синтезируют речь в реальном времени и ведут полноценный диалог. К примеру, сервис «Яндекса» SpeechKit адаптируются (почти) под любой бизнес. В его основе – голосовой помощник Алиса, который может обслужить справочную на трех языках, подбирая подходящие интонации в зависимости от ситуации.

SpeechKit может обзванивать клиентов, делать «холодные звонки», проводить соц. опросы и многое другое. Сервисом пользуются Альфа-банк, Мегафон, Литрес и другие российские компании. Компания автоматизирует не только справочные, но и доставку. В прошлом году беспилотные роботы-курьеры «Яндекс.Роверы» начали доставлять продукты из магазинов и заказы из ресторанов в разных городах России.

Подобные сервисы появляются и в Казахстане. Например, на сайте Минтруда виртуальный консультант Ai.Dana без выходных отвечает на вопросы о гос. услугах, 90% которых переведены в онлайн формат. Казахстанцы могут из дома зарегистрировать ИП, получить медсправку в приложении и заказать госуслуги через Telegram-бот.

Финансовый сектор

Финансовая сфера — одна из самых цифровизированных в Казахстане, а технологии помогают компаниям экономить на трудовых ресурсах. Пример тому — казахстанский стартап Biometric, который производит умные банкоматы для микрофинансовых организаций. Такие аппараты автоматизируют работу отдела из 7-8 человек. Устройство идентифицирует клиента с помощью системы распознавания лиц, считывает документы, сравнивает их с параметрами внешности, проверяет кредитную историю, проводит скоринг и выдает наличные.

Технологии биометрической идентификации на базе искусственного интеллекта используют и крупные банки. Клиентам доступны различные онлайн-услуги, начиная от открытия счета до оформления ипотеки. В условиях карантина это удобно, но такие умные системы частично или полностью заменяют человеческий труд.

Образование

Из-за пандемии школьники и студенты по всему миру перешли на онлайн-обучение. ИИ (пока) не может полностью заменить преподавателя, но помогает учителям проверять работы студентов или вести лекции, а приложения помогают в изучении английского языка. Однако эксперты полагают, что внедрять ИИ в массовое образование страны будут готовы в лучшем случае через 10-15 лет. К примеру, в виде «интеллектуальных чат-ботов» и электронных «консультантов-собеседников», наподобие «умных» колл-центров в банках.

Медиа

В 2020 году канадская газета The Globe and Mail стала призером международной премии в области журналистики за систему Sophie, которая генерирует 99% контента издания. Благодаря технологии машинного обучения, сервис анализирует и собирает актуальные новости с разных сайтов и пишет на их основе новые материалы. Это освобождает журналистов от рутинной работы, чтобы они могли заниматься расследованиями.

Искусственный интеллект способен заменить человека и на экране. С 2020 года  голограмма i-Sanj ведет блок новостей на канале Atameken Busines. Прототипом ведущего стал казахстанский актер Санжар Мади. Та же технология deepfake позволила Сбербанку вернуть Жоржа Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» на экраны для рекламного ролика.  

Военное дело

Войны во все времена были двигателем прогресса, а роботы и беспилотники, оснащенные ИИ, способны выполнять боевые задачи. Например, в России в 2021 году объявили о начале серийного производства боевых роботов «Уран-9» с искусственным интеллектом. Гусеничный прототип внешне напоминает боевую машину пехоты и прошел проверку в Сирии. Ударно-разведывательный беспилотник может не только сканировать территорию, но и распознавать на ней все предметы и живых существ. При этом он не спутает танк с грузовиком или человека с лошадь, и управляется как дистанционно, так и автономно. 

В Казахстане отечественный аналог разработала компания Robotron Aspandau. Военный робот «Каракурт» представляет собой разведывательный огневой комплекс на гусеничном ходу и способен заменить солдата в современном бою. Робот работает автономно и может самостоятельно принимать решения.

Какие профессии могут скоро исчезнуть?

Автоматизация в первую очередь снижает спрос на однообразный и рутинный труд, затраты на который можно сократить, — отмечает старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Анна Альшанская.  Причем, ряд исследований показывают, что заменить могут работников как с высоким, так и низким доходом.

В автомобильной отрасли США уже сейчас дешевле внедрять роботов, чем нанимать людей. Индустриальные роботы в будущем заменят большинство рабочих кадров в промышленности, особенно на рынках с высокой стоимостью рабочей силы.

«В первую очередь, мы потеряем профессии, в которых нет требований к образованию, квалификации или возрасту работников, — прогнозирует Ришад Хамидов. — Это рабочие на производствах, охранники, кассиры, уборщики, дворники, многочисленные консультанты, банковские клерки, и многие другие. Беспилотные навигаторы будут вытеснять людей со всех видов транспорта».

В будущем сильно поредеет «офисный планктон» – под сокращение попадут кадры, занятые работой с клиентами и обработкой данных в бэк-офисах. В зоне риска также риелторы и турагенты, чьи услуги уже заменяют специализированные платформы.

«Есть профессии, которых, как нам казалось, не коснется промышленная революция. Суперкомпьютер уже несколько лет занимается диагностикой неизлечимых болезней, а хирургическая система Da Vinci позволяет проводить комплексные операции с высокой точностью через минимальные надрезы. В этой связи, радикально уменьшится количество хирургов, врачей диагностов. Их заменят биомедицинские инженеры», — считает Ришад Хамитов.

Согласно отчету McKinsey, наибольшему риску автоматизации в ближайшие 10 лет подвергнутся работники сферы продаж, услуг общественного питания и строительства. Развитие ИИ в большей степени затронет финансовый сектор экономики. За последние 20 лет большинство успешных банков стали IT-компаниями с финансовой спецификой, соответственно изменились и требования к сотрудникам.

«Автоматизация бизнес-процессов требует меньше низкоквалифицированного труда бухгалтеров или кассиров-операционистов. В то же время снизились требования к квалификации низовых ступеней банковских клерков. Если двадцать лет назад операционист должен был вникать в процессы учета и обработки платежей, то сейчас он, по сути, только выполняет инструкции на экране», — отмечает директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов РК Константин Пак

Специалист рекомендует любому сотруднику, независимо от его роли в банке обратить внимание на базовые навыки программирования и обработки данных. Освоить их позволяют доступные онлайн-курсы, например, по Python. Также стоит разобраться в таких базовых технологиях, как электронная подпись, криптография, биометрия, работа интернет-сайтов и т.д.

Есть мнение, что потерять работу больше рискуют специалисты узкого профиля, так как технологии, к которым привязаны их навыки, могут устареть. С такой точки зрения в будущем будут востребованы люди-универсалы, которые разбираются в нескольких специализациях, и способны быстро сориентироваться в новой отрасли. К примеру, 3D-принтеры, с помощью которых изготавливают детали приборов, также применяются для печати зданий, лекарств, человеческих органов и даже еды.

«В этом смысле возрастает необходимость более гибкой системы образования, способной быстро адаптироваться в условиях стремительно меняющегося рынка труда. Работникам придется проходить переобучение, чтобы найти новое рабочее место и быть готовым к тому, что образовательный процесс должен быть непрерывным», — считает Анна Альшанская. 

Где не обойтись без человека?

По расчетам McKinsey, от 75 млн до 375 млн работников по всему миру к 2030 году будут вынуждены сменить сферу деятельности из-за автоматизации и роботизации производства.  По прогнозу аналитиков, в будущем будет нехватка IT специалистов, архитекторов, врачей, преподавателей, инженеров, а также руководителей высшего звена. 

«Технологии дадут толчок росту нестандартной занятости, которая будет менять требования к профессиональным навыкам. Уже сегодня растет спрос на работу через цифровые платформы, которые создают возможность для заработка многих групп населения», — говорит Альшанская.

Несмотря на повсеместную автоматизацию, множество сфер и навыков останутся прерогативой человека. Например, творчество и креативное мышление, а также комплекс «мягких навыков», главный из которых – эмпатия. В Китае, по прогнозу аналитиков, через десять лет спрос на работников креативных индустрий, включая артистов, художников, работников СМИ и дизайнеров, возрастет на 85%. 

Также в мире автоматизированного производства и услуг будут выше цениться изделия ручной работы и штучные продукты, соответственно, сохранится спрос на ремесленников и мастеров в разных сферах. Либо их станет меньше, но стоит их труд будет дороже, как и другие услуги, требующие персонального подхода и человеческого внимания.

Традиционные профессии полностью не исчезнут, а трансформируются в новые. К примеру, водители грузового транспорта переквалифицируются в операторов беспилотных грузовых систем и логистов-планировщиков. В Казахстане к 2030 году ожидается спрос на цифровых юристов, которые будут заниматься юридическим сопровождением и защитой прав граждан в новой цифровой реальности. При этом сейчас на рынке не хватает IT-специалистов в разных областях.

Цифровые технологии меняют привычный уклад жизни, и это большой вызов, как для крупных бизнесов и общественных институтов, так и для простых граждан.  Многие страны проводят исследования выпускают атласы новых профессий, но никто до конца не знает, как изменится мир в ближайшие десятилетия. Зато точно известно, что профессиональное развитие – это личный выбор и ответственность каждого.