Нодар Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион»

Нодар Думбадзе “Я, бабушка, Илико и Илларион”

Книги писателя Нодара Думбадзе — как раз то, что требуется для летнего чтения. Они словно пропитаны теплом грузинского солнца и жизнелюбием жителей этой щедрой страны. Очень часто герои Думбадзе — дети, которые из-за войны и трудностей послевоенного времени вынуждены рано повзрослеть, но сохраняют непосредственность и живость.

Повесть «Я, бабушка, Илико и Илларион» — история о настоящей дружбе, которая возникла между людьми разных поколений, взглядов и образа жизни. В грузинском селе накануне войны живут мальчик Зурико и его бабушка. В воспитании мальчика ей помогают два соседа — Илико и Илларион. Вместе они проходят через тяготы войны и делят вместе радости и невзгоды. Их объединяет несгибаемая любовь к жизни и чувство юмора, которое помогает им в сложных ситуациях. 

В повести потрясающие диалоги, через которые раскрываются главные герои и мир, который их окружает. Чего только стоит глава, в которой Зурико напишет любовное послание одноклассница, а та по ошибке передаст его бабушке мальчика. Женщина решит, что это письмо от школьного учителя, и дальше следует всеобщее прочтение невероятно напыщенного признания в любви.

— «…твой взгляд, твои жемчужные зубы…» Здесь он немножко ошибся, — сказал Илларион.

— Чтоб ему пусто было, о каких зубах он говорит! — всплеснула руками бабушка.

— «…коралловые губы, агатовые волосы, пальцы, руки — вся ты…» — читал Илларион, заливаясь слезами.

— Хватит, ради бога, прекрати, не могу больше! — завопил Илико, почти теряя сознание.

Повесть подойдет читателям разных возрастов и характеров: серьезного она заставит улыбнуться, а весельчак не только посмеется от души, но и задумается о важных вещах.

Лаура Эскивель «Шоколад на крутом кипятке»

Лаура Эскивель “Шоколад на крутом кипятке”

Джунгли, индейцы, мистика — Латинская Америка всегда славилась особым колоритом, что отразилось и на литературе (чего стоит один Маркес). Но магический реализм характере не только для локальных авторов. Так и Лаура Эскивель в 1990 году опубликовала роман, в котором тесно сплелись прозаические и сверхъестественные события. На первый взгляд «Шоколад на крутом кипятке» — типичный любовный треугольник, а по факту — путеводитель по истории и культуре Мексики ХХ века. 

Главная героиня романа молодая девушка Сита становится заложницей бескомпромиссной семейной традиции. В ее роду принято, что младшая дочь лишается права выходить замуж и обязана заботиться о матери до конца ее дней. Нарушить уклад не позволит и мать Ситы, донья Элена. За ней, правда, числится старый грешок, что не мешает ей изображать несгибаемую и праведную главу семейства. Пытаясь обойти запреты, Сита выражает свои чувства через приготовление еды, а произведение изобилует рецептами мексиканской кухни.

У моей бабушки была весьма любопытная теория: она считала, что все мы рождаемся с коробком спичек внутри, а так как мы не можем их зажигать сами, то нуждаемся, как это происходит во время эксперимента, в кислороде и пламени свечи. Правда, в этом случае кислородом, например, может быть дыхание любимого существа, а свечой — любой вид пищи, ласка или голос, взрывающие детонатор, вот так и воспламеняется одна из наших спичек. (…) Иными словами, эта горючая смесь – то, чем вы питаетесь. Если кто‑то вовремя не узнает, какие у него запалы, коробок спичек отсыреет, и уже никогда мы не сможем зажечь ни одной спички.

Нора Эфрон «Я ненавижу свою шею»

Нора Эфрон “Я ненавижу свою шею”

Нора Эфрон больше известна как сценарист и режиссер, благодаря ей в кино появились романтические комедии  «Когда Гарри встретил Салли», «Неспящие в Сиэтле» и «Вам письмо». Она же создала самый известный кинодуэт девяностых — Мэг Райан и Тома Хэнкса. В книге “Я ненавижу свою шею” Нора Эфрон такая же ироничная и честная, как и в своих кинокартинах, но при этом раскрывается как простой человек со своими комплексами и жизненными неурядицами.

Читательницы в книге найдут смешные и точные описания своих каждодневных проблем — от сумочки, в которой всегда все теряется, до шеи, которая всегда предательски выдает возраст и не желает реагировать на дорогие инъекции и крема. Мужчины же смогут лучше узнать женщин и понять, что их жизнь не ограничивается семьей и домом, как бы они все это не любили.  

Не хочу казаться занудой, но сумка на локте, как и туфли на высоких каблуках, по сути, делает вас маломобильной гражданкой. Думаю, это одна из многих причин, почему мужчины не носят такие сумки. Если одна рука занята, вы лишаетесь возможности сделать кучу интересного — например, локтями пробить себе дорогу в толпе, обнять любимого, взобраться на самый верх по скользкому канату, помахать обеими руками таксисту.

Анар «Шестой этаж пятиэтажного дома»

В Центральной Азии немало интересных авторов, таких как классик азербайджанской литературы Анар Рзаев или просто Анар. Его книги — это истории о человеческом одиночестве и хрупкости людских взаимоотношений. Будь то жестокий розыгрыш «маленького человека» в «Юбилее Данте» или любовный треугольник в «Я, ты, он и телефон» — Анар всегда глубоко исследует человеческую природу со всеми ее достоинствами и недостатками. 

Повесть “Шестой этаж пятиэтажного дома» рассказывает о сложных отношениях, возникших между независимой Тахминой и инфантильным Зауром. Ревнивый и недалекий Заур, идущий на поводу у родителей и общества, не смог составить достойную пару главной героине. В XXI веке такие отношения назвали бы токсичными, оттого и интересно посмотреть на эту историю взглядом современного человека. Повесть не утратила актуальности, тем более что своенравная Тахмина — женщина больше нашего времени, чем семидесятых годов прошлого века.

Вот если бы люди поняли, что в пятиэтажном доме может быть и шестой этаж, наверное, они на многое посмотрели бы по-другому…

Анна Гавальда «Глоток свободы»

Анна Гавальда “Глоток свободы”

Как-то раз Анну Гавальда спросили о том, считает ли она себя похожей на Франсуазу Саган. Она ответила, что о героях ее книг — маргиналах и чудаках Саган никогда бы не написала. В этом и секрет успеха Гавальда — она рассказывает о тех людях, которых мы легко можем представить себе на улицах своего города вне зависимости от страны.  

«Глоток свободы» — короткая история побега от скучных будней четырех братьев и сестер. И пусть они обросли буржуазными ценностями, долгами и судебными исками, в душе им удалось остаться теми же детьми, которые знают наизусть песни Bee Gees и не приемлют лицемерия. Это история о ценности и важности семьи без лишнего пафоса. Прочитав ее, кому-то возможно захочется позвонить родным и сказать им то, что обычно теряется в суете повседневной гонки.

Чего там только нет — у нас внутри! Наши головы забиты множеством вещей, не имеющих ничего общего с их расистскими бреднями. Там есть музыка и писатели. Дороги, пороги, берлоги. Шлейфы падающих звёзд на квитанциях от карточки Visa, выдранные страницы и заполненные воспоминаниями — счастливыми и ужасными. Песни и припевки, что вертятся на языке. Записки, хранимые «на долгую память», любимые книги, мармеладные медвежата и поцарапанные винилы. Наше детство, наши одинокие бдения, наши первые переживания и планы на будущее.

Елена Клепикова и Ксения Рогожникова «Карантинные человечки»

Елена Клепикова и Ксения Рогожникова “Карантинные человечки”

Завершает список повесть Елены Клепиковой и Ксении Рогожниковой «Карантинные человечки», вышедшая в 2020 году. Ее действие происходит в разгар пандемии, но как говорил профессор Дамблдор в «Узнике Азкабана»: «Счастье можно найти даже в темные времена, если не забывать обращаться к свету». 

Авторы рассказывают историю простой семьи, которая, как и многие в прошлом году, испытала на себе все трудности самоизоляции. «Карантинные человечки» напоминают своеобразную инструкцию о том, как вести себя в критической ситуации и выйти из долгого карантина, без ущерба для семейных отношений. В прошлом году «Карантинные человечки» победили в казахстанской литературной премии «Алтын Калам» в номинации «Дарабоз» (лучшая детская и подростковая литература). Также повесть можно прочитать и на казахском языке.

В одном красивом городе, в большом доме, на втором этаже жила-была обычная семья.» Дальше я ничего придумать не смог. Нам задали сочинение написать про семью. А что писать? Мама, папа, сестра Дианка и я. Сидим в квартире, никуда не выходим, потому что карантин. Еще есть бабушка с дедушкой, они на другом конце города сидят. Я им звоню иногда по видеосвязи. Все так живут. Ничего интересного.