Рынок финансовых технологий — один из самых быстрорастущих в мире, а финтех-продукты делают банковские, кредитные и платежные услуги более доступными. В сентябре в Алматы состоялась международная конференция по мобильным сервисам и платежам Mobievent 22, где обсуждали тренды развития индустрии. Публикуем тезисы о развитии финтех-сервисов, озвученные на одной из сессий и не только. 

1. Обучение финансовой грамотности

Рынок финансовых инструментов насыщен предложениями от банков, инвестиционных компаний и других участников рынка. Многие компании внедряют образовательные программы через свои сервисы, яркий тому пример — мобильное приложение «Тинькофф Инвестиции». 

“Запуску приложения предшествовал «Тинькофф журнал», авторы которого простым языком объясняли, что такое ипотека, какие есть финансовые продукты и т.д. Медиа помогло банку привлечь дополнительную лояльную аудиторию, а новые читатели в перспективе становились пользователями продуктов компании. В запущенном приложении  первичными также были не инструменты для инвестирования, а образовательный контент”, — отмечает бизнес-стратег и креативный директор студии «ZephyrLab» Роман Квартальнов.

2. Необанк 

Получить финансовые услуги в режиме онлайн можно через необанк или цифровой банк. Как правило, у таких организаций нет офиса и отделений, и все операции проходят онлайн. Интресно, что для работы необанку не нужна полноценная банковская лицензия. Достаточно оформить финансовую или платежную, в зависимости от услуг, которые планирует оказывать компания. Первым прототипом необанка стал британский First Direct еще в 1989 году. 

3. Игры

Интересное и неочевидное решение — выстраивание экосистемы внутри игры, где финансы станут поддерживающим инструментом. Успешный пример игры в приложении — запущенный компанией МТС необанк NUUM — платформа для совершения финансовых операций со специальными бонусами. Накопленные бонусы можно тратить на дополнительные возможности в играх для ПК, игровых приставок и т.д.

4. Крипторынок

Еще один интересный проект, по мнению бизнес стратега — NFT. Например NFT-кроссовки позволяют зарабатывать во время пробежек или прогулок через мобильное приложение STEPN. Пользователи регистрируют аккаунт с кошельком и затем покупают пару NFT-кроссовок. Во время пробежки или прогулки через каждые несколько минут движения приносят определенное количество токенов GST – внутриигровой криптовалюты. Потом ее можно обменять на другую криптовалюту или вывести в классическую (фиатную), например – в доллары.

“Так же можно, к примеру, совместить и музыку с заработком, ведь ее вы слушаете каждый день”, — считает Роман Квартальнов. 

5. BNPL-сервисы

Дословно с английского BNPL-сервис или «Buy now pay later» переводится как «Покупай сейчас, плати потом». С его помощью онлайн-покупки можно оплатить равными частями в течение короткого срока. При этом покупатели не заключают кредитный договор с банком и не платят дополнительные комиссии. В России подобную услугу запустили «Тинькофф» и «Яндекс» в 2021 году. Покупка делится на четыре равные части и каждый две недели клиент выплачивает по 25% от ее стоимости. 

“Оплата покупок равными долями уже зарекомендовала себя как на западных рынках, так и в странах СНГ. В Казахстане это услуга пока не опробована, хотя может стать  перспективной точкой роста для бизнеса”, — отмечает  спикер конференции прошлого года и продакт менеджер финтех кластера компании DAR  Мирас Нурахметов

6. Супераппы 

Супераппы — это еще один инструмент генерации пользовательских данных. По сути, это наборы мобильных сервисов, объединенных в единую экосистему с общим интерфейсом. Чаще всего бизнес-модель супераппа базируется на одном или двух основных сервисах. Среди них могут быть услуги такси, доставка еды, платежи, телеком или электронная коммерция. Поддерживая друг друга, сервисы обеспечивают постоянный приток аудитории и могут расти очень долго, привлекая миллиарды долларов.

Первыми ставку на супераппы сделали азиатские компании. Среди них мессенджер WeChat, платежная система AliPay, сервисы пассажирских перевозок Grab и Go-Jek. Сегодня большинство мобильных экосистем сосредоточено в развивающихся странах — в Китае, России, а также в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Центральной Азии.

Bastian Riccardi/Unsplash