ГлавнаяБлог

Из юриста в шоколатье: как алматинка открыла магазин крафтового шоколада

Решиться на открытие своего дела может не каждый. Многих останавливает страх неудач и отсутствие стартового капитала. Но некоторые пробуют, учатся, а в случае героини этой истории - ещё и связывают бизнес с полюбившимся продуктом. Лилия Шахатова готовит шоколад и продает его в своем магазине, который открыла четыре месяца назад. Как устроен ее шоколадный бизнес - в материале 5Q.

Откуда идея 

В 2015 году во время декретного отпуска скучающая дома Лилия Шахатова решила приготовить шоколад для старших детей. В Ютюбе она посмотрела рецепты и приготовила из какао, сгущенки и сливочного масла свой первый шоколад. Процесс ей понравился и она решила не останавливаться, благо свободного времени хватало. 

Мне 42 года, я алматинка. По образованию юрист. Работала адвокатом, нотариусом, в банках и международных компаниях. Шоколад меня поглотил. Я захотела изучить откуда, из чего, как сделать шоколад с нуля, — рассказывает Лилия Шахатова. 

Найти курсы шоколатье в Алматы не получилось, и Лилия вместе с мужем и ребенком поехала на мастер-класс в Москву. Поездка обошлась дорого — только на авиабилеты семья потратила 300 тысяч тенге. Но московский мастер-класс принес мало знаний о производстве шоколада. 

Через год Лилия поехала учиться на шоколатье в Италию. Двухнедельные курсы стоили более 3 тысяч евро. Это не считая билетов, гостиницы и визы. Деньги Лилия накопила работая юристом.  

В Италии и в Европе много мастеров-ремесленников шоколада. Их мастерство меня покорило. Была разница с Москвой. В основном у них это семейный бизнес. За прилавком стоит сам хозяин, — говорит Лилия Шахатова.  

Вернувшись в Алматы Лилия продолжала работать юристом, а шоколадом заниматься как хобби. На тот момент для открытия магазина у нее не было стартового капитала на покупку оборудования. В общей сложности Лилия съездила на учебу в Италию пять раз. 

Поиск помещения для магазина

Чтобы не терять навыков Лилия купила инструменты шоколатье и сделала небольшую лабораторию дома. Часть шоколада Лилия дарила, а часть у нее начали покупать родственники и друзья на праздники. Шоколад Лилия изготавливала уже не из какао, а покупала сырье в специализированных магазинов. Так продолжалось почти три года. 

«Я надеялась, что продажи вырастут, как только я начну выкладывать фото и видео шоколада в Инстаграм. Но авторский шоколад сложно оценить по картинке. Это не вещь. Людям сначала нужно вдохнуть аромат, увидеть, попробовать. И потом заказать. Так я поняла, что нужен брендовый магазин», — говорит предпринимательница. 

В ноябре 2021 года Лилия вместе с мужем открыла магазин. Расположен он на маленькой улочке, но в помещении были большие витражи, высокие потолки, а вокруг: большая парковка, много зелени и ТЮЗ им. Сац.  

«Я боялась, что из-за локации эксклюзивный шоколад не будет продаваться. Но все-равно решила посмотреть. Понравились большая парковка, ТЮЗ и фонтан. Семья поддержала мой выбор», —  вспоминает Лилия. 

Аренда помещения в 54 кв. м обходится в 350 тысяч тенге в месяц. Но это намного дешевле, чем в золотом квадрате Алматы, где цена на первой линии начиналась от 1,5 млн тенге. Помещение для открытия брендового магазина нуждалось в ремонте, который на себя взял муж Лилии — Нуржан. Рабочие делали только левкас, а большой рисунок на стене нарисовала знакомая. 

«Ремонт из-за нехватки денег мы с мужем сделали сами. Картину на стене нарисовал непрофессиональный художник, но талантливый. Для ремонта мы продали автомобиль. Вместе с покупкой витрины ремонт обошелся нам в 3 млн тенге», — посчитала шоколатье.  

Лаборатория, сырье и коммуналка 

Шоколад и изделия из него делаются в лаборатории в магазине. Для этого Лилия получила сертификат и зарегистрировала ИП. Дорогое оборудование для производства она покупала на скопленные деньги постепенно в течение 6 лет. Меланжер, холодильник, сепаратор, стеллажи, микроволновка — все это обошлось примерно в 5 млн тенге. Некоторое оборудование пришлось везти из-за рубежа, потому что его нет в РК.  

Самое дорогое и важное оборудование — это темперирующая машина из Италии. В ней шоколад нагревается и охлаждается до определенных температур.

Для производства Лилия покупают какао бобы у оптовых поставщиков в Алматы. Цена зависит от страны-производителя. Самый дорогой из Южной Америки, из Африки немного дешевле. Цена на бобы начинается от 6 тысяч тенге за кг и выше. Магазин закупает около 10 кг бобов в месяц. 

В штате пока работают два человека: Лилия и ее супруг. В линейке товаров 20 наименований: трюфели, кокосовые сырки, ассорти, шоколадные яйца и плитки, и другое. 

«Одной готовить сложно. Плиточный шоколад хранится до 3 месяцев. Трюфели с добавлением сливок и фруктов максимум неделю. Поэтому нужно быстро продавать. Мы специально делаем маленькие объемы продукции. Например, 10 трюфелей одного вида. Пока покупателей немного и этого достаточно», — сказала шоколатье. 

Производство шоколада процесс долгий. Чтобы создать один вид трюфелей нужно 2-3 дня. Поэтому и немалый расход электричества. За ком. услуги, охрану объекта и другие расходы выходит около 60 тысяч тенге в месяц. 

Что еще помогает зарабатывать 

Конкурентов у Лилии немного, но трудность в том, что авторский шоколад почти не известен большинству алматинцев. 

В Алматы я знаю лично 2-3 шоколатье. В Нур-Султане тоже есть. Но их мало, потому что сегодня в Казахстане это не дает быстро и много прибыли. Мы стоим у истоков культуры шоколада. Лет 15 назад в Алматы тоже не было культуры пития кофе, и машинки стоили дорого. А сейчас много кофеен, начинаем утро с кофе. Так и с шоколадом, его культура в Алматы только начинается, — надеется Лилия Шахатова. 

Делать большие объемы шоколада для компаний Лилия пока не берется — не хватит рук. Один раз она взяла заказ от частной школы на изготовление 50 киндер-сюрпризов, но поняла, что процесс долгий и затратный.  

Время от времени Лилия и Нуржан участвуют в ярмарках в ТРЦ. 

Но пока продажи шоколада там небольшие, зато эффект дают флаеры о мастер-классах по шоколадному мастерству для детей.  

«В выходные я провожу детские мастер-классы длительностью по 2-3 часа. Это помогает закрывать текущие расходы. Иногда делаю скидки или бесплатно провожу для тех, кто не может заплатить. Лаборатория небольшая, поэтому вмещает максимум 8 детей», — сказала Лилия.  

Кроме шоколада в магазине продаются кофе и эксклюзивный чай из Италии. Фото и видео продукции Лилия публикует в Инстаграм, но пока основные покупатели  приходят по рекомендациям знакомых. 

Сложности в продаже авторского шоколада

Спустя 4 месяца после открытия магазин окупает аренду и коммунальные услуги. Пик продаж шоколада приходится на праздники, но есть и постоянные клиенты.

«Пока нас только узнают. Это новый бизнес, эксклюзивная продукция. Шоколад — дорогой продукт. Его цена зависит от курса евро, ведь сырье и оборудование привозится издалека. Соответственно логистика дорогая», — отмечает Лилия. 

Кроме курсов шоколатье Лилия Шахатова обучалась маркетингу в НПП Атамекен и Фонде Даму.  За 6 лет, которые Лилия занимается шоколадом, она вложила в бизнес и обучение около 15 млн тенге. 

Начинать было сложно. Нужен капитал. Шоколад без оборудования невозможно приготовить. Иногда просто опускались руки. Но это моя мечта. И есть семья и друзья, которые поддерживают, — говорит Лилия Шахатова. 

По ее словам, авторский шоколад не для широкого круга потребителей, а скорее продукт для гурманов. 

«Плитка заводского шоколада стоит 280 тенге, а такая же, но ремесленного у нас стоит 2800 тенге. Трюфель весит 15 гр. Он настолько плотный и насыщенный, что от него ощущение съеденных двух заводских плиток», — сравнивает шоколатье.  

По подсчетам Лилии, для покрытия аренды и комуслуг нужно выручка в 30 тысяч тенге в день. Сейчас магазин продает шоколад на 10 тысяч тенге. Это не считая доходов от мастер-классов в выходные. 

«Понять качество шоколада можно только по вкусу. Темный должен быть горьким, терпким. После него должно оставаться послевкусие, а не ощущение жира на небе. Лучший способ попробовать сразу заводской и авторский. То, что натуральный шоколад быстро тает на ладони, не говорит о его качестве. Это только значит, что он темперированный», — резюмирует шоколатье.