Тотальный театр — место сравнительно новое. Он открылся в 2019 году под руководством Антона Зайцева, и с тех пор ищет себя в разных направлениях, что отражает его название. С французского «total» переводится как  «весь, полный». Театр работает в разных стилях, ставит спектакли для всех возрастов и импровизирует с приглашенными из-за границы коллегами. Любопытно, что своей труппы у театра нет, в нем выступают приглашенные артисты.

В основе сюжета спектакля — история о внутренних изменениях парня Финна; о том, как он был потрясен маленькой девочкой, у которой нет жизненного опыта, но есть эмпатия и добродушный взгляд на мир. Он хочет это перенять, не смотря на то, что стал слишком взрослым и устоявшимся. Фин пытается смотреть на мир так же, как Анна, и его жизнь меняется. Кому-то дружба взрослого парня и маленькой девочки может показаться странной, но в контексте спектакля зритель больше задумывается о пробуждении, об осознанности и своем отношении к жизни.

Достаточно взглянуть на обложку книги, ставшей основой спектакля «Я есть», чтобы понять всю его неординарность. И длинное название, и псевдоним автора — просто Финн, подаривший имя главному герою — делают историю, случившуюся на окраинах Лондона, стоющей внимания. 

 Центральная героиня — Анна — не кукла-петрушка и не говорящая девочка из магазина игрушек. Она — полноценный актер, хоть и маленький. У нее двигаются глаза, вовремя открывается рот. В какой-то момент забываешь, что она сидит на запястье актера — до того убедительно пальцы на крошечных руках сгибаются и стучат по сцене. 

Идея поставить подобный спектакль появилась у авторов пять лет назад. Изначально его задумывали как иммерсивную постановку для двенадцати зрителей. Они должны были сидеть за столом и принимать участие в действии. 

Елена Локшина, режиссер, актриса:

Материал много раз переписывался. Он по сути своей не драматургический, и на сцену его перенести сложно. Книга написана в жанре биографии. Там нет никакой истории, а все перипетии, о которых автор вспоминает, нельзя назвать событийными. Вот живет девочка, вот живет парень, они ходят туда, ездят сюда. Это вам не детектив. Но мы рискнули взяться за материал, потому что он показался нам очень важным и своевременным. Особенно сейчас, когда мир загнан и кажется, что он настолько насыщен негативными событиями, что у людей нет просвета. И единственное, что может тебя спасти — это совершенно иной взгляд на все происходящее.

Поначалу антураж спектакля кажется мрачным. Все второстепенные герои одеты в черное, на заднем плане то и дело проплывает фонарщик на ходулях. Сам главный герой, Финн, одет почти как бездомный. Зритель готов услышать жуткий рассказ о рабочих кварталах Лондона, но взамен получает трогательную историю привязанности и веры. В качестве основного спецэффекта используется дым. В этом заключалась еще одна сложность спектакля — далеко не каждая площадка Алматы позволяет использовать дымовые машины.

Антон Зайцев, режиссер, актер:

Мы понимали, что тема принятия себя и Бога сложная и не всем будет интересна. Но процитирую Римаса Туминаса, художественного руководителя театра Вахтангова: нужно играть небесам, не зрителю, не партнеру, должно быть автономное актерское существование. И мы этой тактики придерживаемся.

Спектакль выполнен статично и одновременно очень мобильно. Большие декорации не двигаются, зато маленькие, рассчитанные на Анну, сменяют друг друга постоянно. Игрушечный поезд, маленькая качеля, таз и кровать, будто взятые из детского набора  — все это вызывает в зрителе чувство ностальгии. Однако возрастное ограничение на спектакль — 16+.

«Нас спрашивают, можно ли приходить на спектакль с детьми. В нашей стране нет понятия «театр кукол для взрослых». Когда люди слышат подобное, сразу представляют себе голых кукол, ругающихся матом. Конечно, ничего такого не будет! Вы можете прийти с детьми. Но нам кажется, что то, о чем мы говорим, даже для четырнадцатилетнего подростка рано. Хотя дети сейчас разные и кому-то, возможно, будет понятно и интересно,» — резюмирует Антон.

«Я есть» — камерная постановка. На большой сцене она потеряет свой шарм, да и рассмотреть детальки кукольной жизни будет куда труднее. «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна» — размышление на тему жизни и смерти, веры, понимании себя и, конечно, любви. Спектакль станет репертуарным, ближайшие показы планируются в середине марта.