Что происходит с мировым трансферным рынком?

Самый дорогой футболист мира Килиан Мбаппе потерял в цене 20 млн евро (с 200 млн евро). Следом за ним располагались Неймар (180 млн евро), цена на которого упала на 20 млн евро, и Рахим Стерлинг (160 млн евро), потерявший в стоимости 32 млн евро.

Падение цен ожидаемо не стало причиной увеличение количеств переходов. В пандемийный год клубы потратили на трансферы меньше, чем в три предыдущих года. В 2020 году количество трансферов в мировом футболе сократилось с 18 047 до 17 077, а общая сумма сделок упала с 7,35$ до 5,63$. Наибольшее количество сделок в 2020 году пришлось на игроков в возрасте 18-23 лет, именно эту возрастную группу почти не задело падение цен.

Как определяется стоимость футболиста в Казахстане?

В казахстанском футболе большая редкость, когда один клуб оплачивает другому неустойку за переход игрока. Причина следующая: отсутствие финансовых гарантий у клубов. Кроме «Кайрата» все команды находятся на государственном обеспечении. Потому цели команды и бюджет зачастую определяют местный градоначальник, за которым закреплен клуб.

Предсказать будущее клуба на два-три года вперед невозможно. Не раз бывало, что сегодняшний чемпион через пару сезонов борется за выживание, как в таблице турнира, так и в принципе находится на грани существования. Потому футболисты заключают соглашение с клубами на год-два.  Так игроки кочуют по местным командам в статусе свободного агента. К тому же клубы крайне редко озвучивают суммы заработной платы спортсменов (за редким исключением).

По неподтвержденным данным, игрок основы с казахстанским паспортом в Премьер-лиге (сильнейший дивизион) получают от 20$ тысяч в месяц. Звезды чемпионата могут зарабатывать до 60$ тысяч в месяц.

В зарубежных чемпионатах (кроме СНГ) игроки в основном подписывают соглашение от трех лет. Цена на выкуп зависит от годового оклада, длины контракта, возраста, игровых показателей, спроса и уровня чемпионата. Таким образом, определить цену на казахстанского футболиста становиться сложной задачей и приходится целиком уповать на самую большую базу данных про футбол в мире – Transfermarkt. Это аналитический портал, который оценивает футболистов в 329 лигах по всей планете. На эту базу обращают внимание не только болельщики и журналисты, но и сами клубы, перед совершением сделки. По словам создателей сайта, им не раз предлагали пятизначные суммы в европейской валюте, дабы они подняли стоимость того или иного игрока.

Казахстанский футбол порталом отслеживается с 2012 года. Рядовые спортсмены оцениваются от 25 тысяч евро. Средняя цена футболиста в КПЛ (Казахстанская Премьер-лига) – 300 тысяч евро. Игрок с местным паспортом ценой в 1 млн евро уже может считаться звездой турнира.

О влиянии коронакризиса на стоимость игроков

Невысокие цены футболистов в КПЛ стали еще ниже во время пандемии. Если до нее совокупная стоимость всей лиги составляла 141 430 000 евро, то уже после введения карантина в стране, общая цена упала до 122 380 000 евро, то есть на 13,4%. И это только с учетом игроков, которые оцениваются дороже 300 тысяч евро. Стоимость спортсменов, родившихся в 1998 году, снизилась не более, чем на 10%. За месяц «Астана» потеряла в цене 3,52 млн евро, а «Кайрат» — 3,9 млн евро. 

Интересно, что прошло больше года с того обвала, но цифры остались на том же уровне, ведь казахстанские клубы сменили вектор с дорогих зарубежных футболистов, цена которых и составляет большую часть от всей суммы. К примеру, Марин Томасов («Астана») оценивался в 3,5 млн евро до пандемии и потерял в цене 700 000 тысяч евро. К лету 2021 года он оценивался в 1,2 млн евро.

В 2020 году  из-за эпидемиологической ситуации чемпионат дважды прерывался. Косвенно это стало причиной расформирования пятикратного чемпиона страны ФК «Иртыш». Команда снялась с розыгрыша из-за финансовых проблем. Другим командам приходилась также несладко, ведь государственным организациям приходилось искать резервы, а потому до футбола средства не доходили.

С ограничениями турнир возобновили в августе – число матчей сократили с 33 до 20, а все игры проходили в одной локации Алматы-Талгар. В том сезоне прервалась шестилетняя гегемония «Астаны» в чемпионате. Ощутимо в цене опустилась главная звезда казахстанского футбола Бауыржан Исламхан – с 3 млн евро до 2,4 млн евро. Также по 500 тысяч евро в цене потеряли Дмитрий Шомко и Роман Муртазаев.

 С 1 января 2020 года лишь три казахстанца выросли в цене свыше чем на 30%, подорожав вкупе на 1,4 млн евро. Параллельно 11 легионеров с большим процентным соотношением показали общий прирост на 6,05 млн евро. Казахстанцы не известны успехами за рубежом, в то время как иностранцы нередко развиваются в КПЛ и показывают себя в других странах. Потому и цены на отечественных игроков Премьер-лиги ниже, чем у легионеров почти того же уровня.

С момента падения лишь один из клубов КПЛ того времени смог выйти в плюс – Кызыл-Жар СК показал прирост на 2,1%. «Кайрат» сумел реабилитироваться и выйти в ноль, и то ценой новых трансферов. За полтора года «Астана» потеряла в цене 10,15 млн евро. Интересная цифра касательно роста: футбольный клуб «Туран» из активно развивающегося Туркестана оценивался в 100 тысяч евро год назад, а ныне имеет стоимость состава в 4,58 млн евро. 4575%-й прирост за год.

Что будет дальше

Чемпионаты возобновили во всех странах. В том числе с допуском болельщиков на трибуны. Однако мировая экономическая нестабильность продолжает негативно сказываться на футболе в целом: падение прибыли с продажи билетов и мерча, потеря интереса у спонсоров и инвесторов. Даже топ клубы Европы объявили о возможном банкротстве, а «Реал» и «Барселона» сократили штат и зарплаты у футболистов, чтобы оставаться на плаву.

В Казахстане ситуация чуть выправилась – клубы в экономичном режиме продолжают свою деятельность. Теперь стоящих легионеров в стране могут себе позволить лишь «Кайрат» и «Астана». Ранее «Тобол», «Актобе» или «Иртыш» тоже могли порадовать казахстанских зрителей редкими приобретениями, но подобного не стоит ожидать как минимум год.