Paxaro Labs занимается развитием экосистемы блокчейна и Web 3.0 в Казахстане и Центральной Азии. Компания также активно развивается в секторе Game-Fi, в которой пользователи могут играть по модели Play-to-Earn.

— Темерлан, чем криптоигры отличаются от простых онлайн игр?

— В традиционном гейминге сейчас актуальна такая тенденция, как «Pay to Win». Дословно — плати и выигрывай. Во многих играх люди платят за дополнительные фичи — это оружия, броня и т.д. Чем больше ты платишь, тем ты сильнее других игроков. Тем, кто не готов тратить деньги на такие фичи становится не интересно играть, и они покидают такие игры. Мне, как геймеру, это тоже не нравится.

И тут появляются игры на блокчейн, которые меняют эту тенденцию и говорят: «не надо нам платить, это мы будем вам платить за то, что вы играете в наши игры». То есть основное отличие криптоигр в том, что вы играете и зарабатываете.

— Что для этого нужно?

— Чтобы играть в криптоигры нужно обладать хоть какими-то базовыми знаниями о криптоиндустрии. Как минимум, вам нужно иметь криптокошелек, знать на каком блокчейне построена игра и следить за курсом криптовалют.

— А как игрок зарабатывает в криптоиграх?

— Если не вдаваться в технические подробности, то игроки зарабатывают, выполняя какое-то действие. К примеру, сейчас очень популярна игра STEPN, которую многие уже окрестили вторым Axie Infinity. В нем можно приобрести NFT-кроссовки и зарабатывать криптовалюту на прогулках. То есть они геймифицировали ходьбу — прописали смарт-контракт с условием, что при генерации шагов будет зарабатывать определенное количество токенов.

— Что такое токены, простыми словами?

— В крипто индустрии токены — это единица, которая представляет какую-либо часть определенного проекта.

— Как акции компании?

 — Грубо говоря, да. Токены тоже бывают разных видов, в зависимости от функционала. Владение токеном наделяет вас определенными правами. К примеру, governance token дает право голоса, то есть вы может активно участвовать в проекте. Utility tokens можно использовать в самой игре — покупать, продавать или прокачивать что-то.

— А на чем зарабатывают разработчики криптоигр?

— Основной доход всех крипто проектов, особенно криптоигр, идет с комиссий. Например, в Axie Infinity игроки выращивают персонажей. Для этого вам нужны токены, которые вы тратите на рост героя, и за каждую транзакцию платформа берет комиссию. Кстати, Axie стала первой NFT-игрой, продажи в которой превысили $4 млрд. Представьте, какая комиссия там набегает.

— Так в чем же феномен Axie Infinity? Почему игра так популярна?

— Релиз Axie Infinity состоялся в 2018 году. Это было время зарождения криптогейминга, и действительно качественные проекты тогда можно было пересчитать по пальцам. Они угадали с позиционированием продукта — людям нравятся маленькие милые персонажи. И, как мне кажется, они правильно действовали в плане маркетинга и привлечения инвесторов, которые очень помогли им в продвижении.

Хотя, мое мнение об Axie Infinity неоднозначно. Я в нее не играл, мне не особо нравится жанр мобов, да и пороговый вход там достаточно дорогой. Сегодня многие в криптоиндустрии сходятся во мнении, что Axie Infinity «потухло», что подтверждают последние котировки токенов AXS.

— Их популярность держалась на хайпе? Вообще, сколько такие продукты могут «жить»?

— Это было сочетание хайпа и действительно хорошего продукта. Здесь многое зависит от токеномики продукта. Токеномика — от слова экономика и токены. То есть, насколько финансисты правильно рассчитали, когда и сколько токенов будет выпущено для обеспечения правильного спроса и предложения.

У Axie, к примеру, токеномика была рассчитана на пять лет. И что будет после — не понятно. Поэтому важно изначально просчитать токеномику проекта на долгий срок. Конечно, многое зависит и от самого продукта. Если его не прокачивать, то интерес к нему пропадет. Потому что ценность любой криптоигры — в игроках. Чем больше игроков, тем популярнее игра, соответственно дороже токены.

— Зачем люди покупают токены на бирже? Неужели все тратят их только играя?

— Конечно, надо признать, что многие идут на криптобиржу ради спекуляций. Их не интересует сама игра, им интересен рост курса токена ради прибыли. Особенно, если это хайповый проект. К примеру, при запуске STEPN NFT-кроссовки можно было купить за $600, а через месяц после релиза их стоимость выросла до $1200 за пару. Но есть доля аудитории, которая идет на биржу за токенами ради самого игрового процесса, им просто нравится играть. И раз игра дает возможность заработать, то почему бы и нет.

Получается, чтобы начать зарабатывать на криптоиграх, нужно сначала потратиться?

— У многих популярных крипто проектов такая система. У Axie Infinity как раз не free-to-play, вы не сможете просто так зайти туда и начать играть. Как и со STEPN — чтобы зарабатывать на ходьбе, вам нужно сначала купить виртуальные кроссовки.

— И затем эти токены перераспределяются внутри игры?

— Совершенно верно. Главная цель всех разработчиков игр — чтобы токены как можно дольше оставались в системе. Чем дольше токены в системе, тем больше они как-то используются, и, соответственно, больше комиссии получит разработчик.

— То есть игра живет и развивается, пока в нее приходят новые люди и вливают деньги. Что будет когда люди перестанут в нее играть?

—  Конечно. Так можно сказать о любом продукте. Если люди не открывают счета в банке и не берут там кредиты, банк закроется. Если все перестанут покупать продукцию Apple, компания быстро придет к своему упадку. Этот всеобъемлющий принцип работает и в гейминге.

— Расскажите о проекте iDos Games. В чем его фишка?

— Paxaro Labs, где я являюсь операционным директором, занимается развитием блокчейн-стартапов в Казахстане и Центральной Азии. iDos Games — это первый партнерский кейс Paxaro labs.

У этого стартапа три ключевые особенности, которые отличают его от других аналогичных продуктов. Первое — это free-to-play модель, то есть бесплатный доступ. Здесь у игроков есть два пути: первый — покупать токены на бирже и тратить их в игре на какие-то фичи. Второй вариант — просто скачать игру в Play Market и зарабатывать токены своими навыками. Это, конечно, занимает больше времени.

Вторая особенность — игры iDos Games фокусируются на мобильный гейминг. Криптоигры — это в основном браузерная история, но в гейм индустрии игры для смартфонов занимают уже около 70% всего трафика.

И в третьих — легкий пороговый вход. Не все знают, что такое блокчейн, но поиграть хочется многим. В играх iDos Games не обязательно знать, где создать кошелек или как продать заработанные токены. Можно начать играть с нулевыми знаниями, а игра сама все по ходу объяснит и научит. Эти три основные идеи понравились нашей команде, и мы решили запартнериться с Айдосом — фаундером iDos Games, чтобы помочь развить его стартап.

— Каких результатов достиг iDos Games на текущий момент?

— iDos Games планирует выпустить пять игр, объединенных одной метавселенной. Сейчас на релизе две игры из пяти, которые находятся на стадии открытого бета-тестирования. Релиз первой игры — крипто-шутера ShootGun состоялся в июле 2021 года, а к марту 2022 года приложение скачали более 70 тыс. раз. Аудитория игры насчитывает около 20 тыс. активных пользователей.

Сам стартап сегодня находится на этапе закрытия seed раунда и планирует IDO (первоначальное децентрализованное предложение, по аналогии IPO ценных бумаг) собственного токена IGT, чтобы экосистема полностью закольцевалась, и проект «зажил».

— Какие у вас планы на будущее?

— Все знают, что Axie Infinity — это вьетнамский проект. Но до Axie на мировой криптоарене о Вьетнаме не знал никто. После того, как игра «залетела» в стране начал стремительно развиваться Web.3 — появились новые проекты, открылись венчурные фонды и криптоакселераторы и т.д.

Мы в Paxaro Labs хотим пойти по пути Вьетнама и создать блокчейн и крипто экосистему в Центральной Азии. И iDos Games может стать тем самым спусковым крючком для развития местной криптоиндустрии.

Но одними играми этого не сделать, и мы решили создать хаб, который будет помогать нашим разработчикам создавать свои криптопроекты, привлекать инвестиции и выводить продукты из нашего региона на международный уровень. Сегодня в нашей лаборатории разрабатываются уже 8 блокчейн стартапов. Там есть гейминг, образование, фитнес проект и даже стриминговая платформа.

Заявок на самом деле было больше, но далеко не все проекты проходят наш отбор. На волне хайпа криптопроектов люди притягивают крипту вообще ко всему. Даже туда, где этого в принципе не нужно.

— А как у казахстанской криптоиндустрии обстоят дела с законами?

— Очень важно, чтобы все это регулировалось на законодательном уровне. Потому что без поддержки со стороны государства эта история может рухнуть в один момент. Как было с майнингом — его просто объявили вне закона.

Мы сейчас активно над этим работаем, взаимодействуем с МЦРИАП-ом, гос. регулятором и другими крупными игроками на мировой крипто арене. И я вижу, что подвижки есть, так как правительство видит потенциал блокчейна. Кстати, Astana Hub сам нас позвал к себе и предложил вместе создавать блокчейн центр, который будет развивать криптопроекты в Казахстане.

P.S. Совсем недавно команда Paxaro Labs презентовала свою экосистему лично Чанпэн Чжао, фаундеру и СЕО крупнейшей криптобиржы в мире Binance.  Ребята даже подарили ему брендированный национальный чапан в память о первом визите миллиардера в Казахстан.