ГлавнаяБлог

Антироссийские санкции и трудовая миграция: что ждет IT-индустрию в Казахстане?

Российский IT рынок находится в ситуации неопределенности — санкции тормозят поставку оборудования, мировые разработчики программного обеспечения приостанавливают свою работу, а международные компании покидают страну. 5Q собрал экспертные мнения о новых вызовах и возможностях для локальной IT-индустрии.

Как антироссийские санкции отразились на IT в Казахстане? 

Наиболее ощутимые последствия сейчас – это колебания курса доллара и нарушение цепочек поставок. Оборудование стало дороже, усложнилась логистика. Уход крупных брендов из России затруднил закупку техники в Казахстан, указывает технический директор Kolesa Group Игорь Бородихин.

Так, мировые поставщики процессоров — компании AMD и Intel одновременно объявили о полном прекращении поставок своей продукции в Россию. Это коснулось не только всех процессоров, но и других устройств, в том числе видеокарт.

Покидают Россию не только продавцы оборудования, но поставщики программного обеспечения. Так, о своём уходе с российского рынка уже объявили такие гиганты, как Adobe и Microsoft и один из крупнейших в мире разработчиков программного обеспечения американская компания Oracle. Компании прекратили продажу своих продуктов и услуг.

У казахстанских IT стартапов, которые выпустились на территории России будут сложности. Мы их сейчас испытываем на себе. Во-первых, усложнился вывод средств с РФ (5Q  —  Банк России установил лимит в $5 тыс. в месяц для нерезидентов). Во-вторых,  будут сложности с привлечением зарубежных инвестиций, если в проект вливались деньги российского происхождения, — признаётся СЕО и основатель ApartX Канат Кельдибеков.

По мнению специалиста, наличие российского капитала отталкивало зарубежных инвесторов и до введения новых санкций. Но у кризиса может быть и другая сторона. 

«На самом деле тяжело говорить, как все эти санкции скажутся на Казахстане. Сейчас вообще все в замешательстве, и сами россияне не понимают, что происходит и как далеко все зайдет. 

Но я считаю, что любой кризис для любого предпринимателя — это колоссальные возможности. Идет колоссальный переток всего капитала из одних карманов в другие, поэтому это большие возможности, в том числе и для IT рынка тоже»,  —  считает СЕО и основатель Biometric.kz Алибек Наримбаев. 

Какие возможности открываются для Казахстана?

1. Миграция специалистов

Специфика IT сферы в том, что специалисты с высокой квалификацией относительно просто смогут продать свой труд за рубежом. И, раз условия для работы в РФ ухудшаются, российские айтишники все  чаще задумываются о переезде  —  спрос на услуги помощи в этом многократно вырос в последние дни, отмечают эксперты. 

Например, 27 февраля в чате группы RnDTech, в котором состоят более тысячи IT-специалистов Ростовской области, прошло голосование по вопросу релокации  —  смены страны пребывания IT-специалиста. 58% заявили «да, планирую»,  проголосовали около 100 человек.

Тем временем, поисковый запрос «переезд в Казахстан» среди россиян бьет все рекорды: 

Статистика Google Trends на 10 марта 2022 года

В блогах российские айтишники делятся своим опытом работы в Казахстане. А в Telegram создаются каналы с гайдами по релокации в Казахстан.

Интерес специалистов из СНГ к нашему рынку мы уже наблюдаем. Нам в Kolesa Group уже пишут специалисты из России. Они спрашивают у нас в LinkedIn и Facebook, какие есть вакансии в компании, описания позиций. В сопроводительных письмах они открыто пишут, что рассматривают смену места работы в связи с релокацией.

Приток специалистов позитивно скажется на развитии рынка IT в Казахстане: принесет новые технологии, новые компетенции и позволит казахстанским специалистам, а значит и компаниям, выйти на новый уровень,  —  отмечает Игорь Бородихин.

Казахстану в этом случае нужно обеспечить рабочие места и проживание для специалистов из РФ или даже целых команд, что позволит создавать локализованные продукты, увеличить экспортную выручку и налогооблагаемую базу, помочь сфере услуг, – считает CEO Wooppay Александр Бондаренко.

В качестве потенциального места работы российские айтишники рассматривают и другие страны. В топе Грузия, Турция и страны СНГ  —  Армения, Азербайджан и Кыргызстан.

Но Казахстан видится наиболее привлекательным в плане меньших бюрократических проволочек в плане официального трудоустройства из-за ЕАЭС.

Пребывание граждан Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности на сегодняшний день регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого обеспечивается в том числе свобода движения рабочей силы, — указывает специалист в области привлечения иностранной рабочей силы, магистр юридических наук Дана Утеева.

Согласно договору, казахстанские работодатели могут привлекать работников из государств-членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда. Это означает, что специалисту не требуется получать разрешения на работу в Казахстане, а работодателю нет необходимости получать квоту на сотрудника. Кроме того, предоставление медицинской страховки для граждан стран ЕАЭС не обязательно.

При въезде на территорию РК россиянин при прохождении регистрации должен указать цель своего пребывания — осуществление трудовой деятельности. Граждане РФ, прибывшие в целях трудовой деятельности и члены их семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.

Далее россиянин может заключить трудовой договор с казахстанской компанией. Для этого при себе нужно иметь:

  1. паспорт гражданина РФ;
  2. документы, подтверждающие законность нахождения гражданина РФ на территории РК: отметка погранслужбы в паспорте о пересечении границы, миграционная карта.
  3. документ об образовании (при необходимости);
  4. документ, подтверждающий трудовую деятельность (для тех, у кого есть трудовой стаж);
  5. документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование);

После заключения трудового договора, работодатель должен в течение трех рабочих зарегистрировать сотрудника на территории РК. Для этого в миграционный отдел органов внутренних дел по месту пребывания предоставляется заявление-анкета, трудовой договор (зарегистрированный в единой системе учета трудовых договоров ЕСУТД или гражданско-правовой договор по выполнению работ (оказанию услуг). Дополнительно могут запросить справку о наличии либо отсутствии судимости.

Срок пребывания сотрудника и членов его семьи на территории РК зависит от срока действия трудового договора. На этот же срок на основании полученных разрешений сотрудник имеет право зарегистрировать членов своей семьи. При этом они имеют право на соцстрахование, а дети могут ходить в государственные школы и сады.

Если после истечения 90 суток с даты въезда трудовой договор будет расторгнут,  можно без выезда из страны устроится на другую работу в течение 15 дней.

2.  Релокация бизнеса и стартапов

Наверное, находясь в Москве, это чувствуется острее. Местами на встречах начинают спрашивать про офисы в Казахстане, законы, нет ли проблем по финансовым переводами с Европой/США, и т.д. Всё очень быстро произошло, все теперь думают как найти выход из ситуации, чтобы минимизировать потери,  —  пишет руководитель казахстанского стартапа Parqour Амирхан Омаров.

По словам предпринимателя, правительству Казахстана, МФЦА, институтам развития нужно срочно разработать и запустить программу релокации/запуска бизнесов из России в Казахстан.

Релокация идет прямо сейчас, и очень активно, пишет в Telegram казахстанский юрист и блогер Ержан Есимханов: «Десятки российских компаний сейчас начали процесс регистрации своей деятельности в Казахстане. Штаб-квартиры российских представительств переезжают в близлежащие страны чтобы продолжать работу из юрисдикции, которая не находится под санкциями».

К примеру, московский офис McKinsey принял решение перевести большую часть сотрудников в Казахстан.

То, что сейчас происходит – только начало очень масштабного процесса, считает блогер. У релокации, по его словам будет ряд очень быстрых последствий для казахстанского рынка. Самое очевидное – вырастет спрос на недвижимость. Второе — резко вырастет конкуренция на рынке труда – появятся сотни и тысячи амбициозных и голодных для работы россиян.

Но, по мнению Есимханова, у всего этого процесса есть плюсы. Для государства в целом это положительный процесс  —  больше бизнеса, больше налогов, больше качественных кадров на рынке труда. Хоть для бизнеса в отдельности влияние может быть негативным – усилится конкуренция, нужно будет бороться за клиентов и быть намного эффективнее, чем раньше. Но это процесс, ведущий к оздоровлению неконкурентного рынка в очень многих сферах.

Есимханов сравнил релокацию с тем, что было во время ВОВ, когда в Алматы массово переезжали ведущие ученые, кинодеятели, писатели, что потом привело к культурному и научному подъему.

«Это может случиться и сейчас. Но нашему государству, что бы оно ни планировало в отношении релокации, нужно иметь в виду одну простую вещь. Нам, Казахстану, вряд ли очень нужен этот процесс, если это просто будет формальная административная уловка российского бизнеса для продолжения работы на тех же условиях, но из Казахстана…

А если мы сможем сделать так, что все эти бизнесы и люди останутся, им понравится здесь, они здесь пустят корни и будут работать на благо страны – то это будет в перспективе очень неплохо,  —  считает Ержан Есимханов.

IT-стартапы также могут искать новое место для запуска своих проектов. У Казахстана есть все условия для этого, считает  Канат Кельдибеков.

«Это тот же МФЦА, Astana hub и т.д. Молодые команды могут приехать и успешно запускаться на их базах и привлекать инвестиции, в том числе и зарубежные. Это дополнительный приток денег в налоговую систему Казахстана, плюс это приток специалистов», — говорит стартапер.

Где в Казахстане стартапу привлечь инвестиции  — читайте в нашем гайде.

3.  Возможности для казахстанских IT компаний

За последние годы многие IT специалисты и проекты пытались предоставлять услуги России, но этот рынок стал не таким интересным и все начали переключаться на другие страны. Тренд сместился в сторону стран юго-восточной Азии, Турции и и.д., рассказывает Алибек Наримбаев.

Но сейчас, по словам эксперта, в России появится спрос на альтернативу международных систем, таких как SAAB, Oracle, которые ограничили сотрудничество с российскими компаниями.

В РФ остаются только своими системы, как 1С и Битрикс24. Многое им нужно будет как-то компенсировать, тот же документооборот и т.д. Внутренний рынок РФ достаточно большой и нужноего как-то покрывать. И здесь есть потенциал для казахстанских игроков, в том числе,  —  указывает айтишник.

Алибек Наримбаев видит новые возможности и в росте курса доллара в Казахстане. Так, из-за антироссийских санкций вслед за рублем к основным валютам ослаб и тенге. Для казахстанского IT сообщества это скорее плюс, говорит стартапер.

Раньше многие казахстанские айтишники были зациклены на госзаказах. Создавались большие IT компании, которые заточены под GovTech. И это было большой проблемой. Теперь зарабатывать в тенге стало невыгодно,  поэтому  многие локальные IT-компании начинают задумываться о том, чтобы экспортировать свои услуги и зарабатывать в долларах, считает Наримбаев.

«Каждый заработанный доллар извне намного дороже, чем доллар заработанный внутри страны. Будет очень хорошо, если наши компании смогут выйти на международные рынки и там конкурировать. Я думаю, некоторые наши компании вполне на это способны»,  —  считает эксперт.

Военные действия на Украине также негативно влияют на восприятие российских специалистов на Западе.

Вся эта ситуация – почва для лишних мыслей заказчиков из Европы и США о том, размещать ли заказы в России при наличии предложений, например, из Восточной Европы – а такие предложения всегда есть, — говорит СЕО Umbrella Group Станислав Мешков.

Это может стать причиной удешевления рабочей силы IT специалистов.

«Российские и белорусские разработчики станут менее востребованы за рубежом, соответственно, уменьшится стоимость работы этих специалистов. Соответственно, мы сможем нанимать разработчиков с этих стран»,  —  говорит Канат Кельдибеков.

Экономики России и Казахстана тесно связаны и косвенного эффекта от санкций никто не отменял. Но в любом случае казахстанскому бизнесу, в том числе  IT-компаниям, эксперты рекомендуют трезво оценивать ситуацию – постараться минимизировать потери и оценить потенциальные возможности.