ГлавнаяБлог

Кофе, качели и ТikTok: бизнес-история кофейни Jel

Кофейня расположена на улице Панфилова в здании Союза художников Казахстана. Заведение открыла молодая супружеская пара, переехавшая для этого из столицы. Отсутствие опыта и высокая конкуренция с соседними заведениями не испугали супругов, и они поделились своей историей создания бизнеса с 5Q.media.

Стартовый капитал, ремонт и качели 

Год назад Артем и Лера Терещенко переехали в Алматы из Нур-Султана, где занимались коммерческой фото и видео-съемкой.

В какой-то момент Лара поняла, что «перегорела» фотографией, а после рабочей поездки в Алматы Артем задумался о переезде.

«Я решил заманить жену в Алматы предложением открыть здесь кофейню. Вместе с другом нашел помещение на улице Панфилова. Звоню Лере и говорю: Мы нашли прекрасное место в центре. Скинул ей фото, и в итоге она приехала», — вспоминает Артем.  

В кофейню с летней площадкой пара вложила 14 миллионов тенге. Деньги нашел Артем, продав 1-комнатную квартиру в Нур-Султане. Более экономичным вариантом было бы помещение не в центре города, но в итоге пара остановилась на локации в золотом квадрате с хорошей проходимостью.  

Изначально мы думали, что кофейня — это только кофе и кофемашина, а углубившись в новую сферу, поняли, как много в ней нюансов, — отмечает Артем. — Например, в помещении не было подвода и слива воды, нужно было менять электропроводку. Составив смету, поняли, что делать ремонт было очень дорого и решили стартануть с летней площадки. 

Первых гостей кофейня встретила в мае 2021 года, но заведению не хватало изюминки. Привнести ее помогла ошибка при проектировании барной стойки, которую команда установила своими силами. Думая, как исправить недочет, Артему понравилась идея с качелями вместо стульев. Необычный интерьер сразу привлек внимание прохожих, подчеркивая название заведения. С казахского языка его можно перевести, как «ветер», о чем летом напоминали качели, покачиваемые воздушным потоком. 

«В первую неделю работы к нам пришла девушка и сняла видео, как она качается у нас на качелях. В следующие дни мы не справлялись с наплывом клиентов. Ролик в Тик-Токе набрал огромное количество просмотров, и люди пошли в Жел. Поэтому на рекламу мы не тратились, и у нас появились постоянные клиенты», — рассказывает Лера.  

Трдельники, круассаны и бесплатная морозилка 

Аренда ежемесячно обходится в 700 тысяч тенге, а кофемашину пара купила в рассрочку на год за 1,2 млн тенге. Технику можно было арендовать, но это оказалось невыгодно. Зерна стоили бы дороже, и закупать их пришлось бы только у одного поставщика. 

«Что-то мы брали в рассрочку, что-то отдали друзья. Первую кофемолку купили за 300 тысяч тенге, а вторую взяли в рассрочку. Была идея сделать шикарный ремонт, но вовремя остановились», — вспоминает Лера.  

Ребята решили продавать к кофе трдельники (чешские булочки) и сами их выпекали. Но процесс оказался слишком трудоемким. Постепенно булочки заменили на круассаны, которые хорошо продаются. Предприниматели покупают выпечку в шоковой заморозке по 300 тг, а продают от 400 до 900 тг. Также им предоставили бесплатно морозильник для круассанов. 

Приближался мой день рождения и я сказала, что очень хочу в подарок морозилку. Артем поехал ее покупать, но в последний момент позвонил продавцам круассанов, и те ответили, что готовы предоставить технику бесплатно, — говорит Лера.  

С наступлением холодов кофейня заработала в двухэтажном помещении площадью в 32 кв.м. Проработав лето на кофе и круассанах, предприниматели были довольны результатом, но хотели, чтобы бизнес рос. Для этого требовалось расширять меню.  

«Был небольшой рост, но я также видел, что у нас хромает ассортимент продуктов. Клиенты спрашивали, что есть кроме круассанов. Была классная атмосфера, качели, сервис и кофе, но не более», — отмечает Артем. 

Себестоимость кофе и маржинальность бизнеса

По словам предпринимателя, для рентабельности бизнеса в день нужно продавать килограмм зерен, стоимость которого 7 тысяч тенге. Это около 70 чашек.

«Капучино объемом 400 мл у нас стоит 850 тг. На чашку уходит 18 грамм зерна стоимостью 170 тг, плюс 250 грамм молока и стаканчик. Это уже около 300 тг. Коммунальные расходы и зарплата сотрудникам выйдут в 120 тг, итого себестоимость — примерно 550-590 тг», — подсчитал Артем.  

Пара отмечает, что доходы кофейни покрывают расходы, и небольшая прибыль остается на семейные траты. Средняя доходность такого бизнеса 3-4% в месяц. Поэтому, чтобы отбить 14 млн, нужно время. 

«Если бы летом мы начали с кухни и сразу готовили пасту и супы, как сейчас, то прибыль была намного больше», — считает Лера. 

За счет прироста клиентов появилась необходимость в найме работников. Сейчас в штате 6 человек: управляющий, кассир, два бариста и два повара. 

«Я сейчас вообще вышел из менеджмента. Занимаюсь инвестициями во все понемногу. Есть управляющий и Лера, я максимум советник», — обозначил свою роль Артем. 

За первые полгода работы паре поступило предложение о продаже кофейни, но предприниматели отказались, потому что видят потенциал в своем бизнесе. Вопрос о масштабировании пока тоже не стоит. 

«Сразу хочется открыть вторую точку. Но мы спросили себя — все ли у нас налажено сейчас? И поняли, что масштабироваться будем, когда здесь сделаем все качественно. Потом уже с готовой системой пойдем в Нур-Султан и Шымкент», —  поделился планами Артем.  

В качестве лайфхака тем, кто задумался о создании бизнеса, пара приводит свой пример. Открыть кофейню можно и в маленьком помещении.

У меня был страх, что для открытия кофейни необходимо образование и опыт в этой сфере. Как оказалось, все это необязательно. Хотелось сразу сделать классный ремонт, но, как поняла, в Алматы не любят понты, здесь больше ценится душа и атмосфера, — отмечает Лера. 

Сейчас предприниматели разрабатывают специальные предложения для студентов КБТУ, гостей соседнего отеля и сотрудников Нацбанка, которые работают рядом.  

Деньги даже на втором месте, нам повезло с людьми. Начинать стоит с инвентаризации — понимания того, что у меня есть. У нас был бюджет, команда из трех человек, мы могли сами приготовить кофе и встретить гостей. Начать бизнес можно и с одного миллиона тенге. Я таких ребят знаю, — считает Артем.