Старт карьеры, банкротство и пандемия 

Открыть барбершоп Азамат Кустаубеков решился не сразу. Подростком он стригся в небольшом салоне красоты у родственницы и заинтересовался парикмахерским делом. 

Вместо поступления в университет будущий барбер решил заработать стартовый капитал на открытие своего салона. Окончив годичный курс в академии парикмахеров за миллион тенге, Азамат работал в обычных салонах красоты. Спустя год он устроился в барбершоп, а его тестовым заданием было привести и подстричь клиента. На работу парикмахера приняли в тот же день и повысили до старшего барбера в первый год работы. 

Потом Азамат устремился в сеть барбершопов рэпера Тимати, только появившуюся в Алматы. Там он проработал два года, совмещая обучение сотрудников с административными функциями. В какой-то момент барбер понял, что готов идти дальше, но в планы вмешалась пандемия.  

Во время работы в Black Star я вложился в фирму дяди, которая занималась трудоустройством специалистов из Центральной Азии в Южной Корее. Оформляли визы, находили работу и места проживания. Но из-за карантина наш доходный бизнес встал, а людей из Кореи отправили домой. Я потерял около 20 млн тенге, которые откладывал, — вспоминает Азамат. 

После банкротства Азамат полгода пробыл в депрессии, а справиться с неприятной ситуацией ему помогла не менее рискованная авантюра. 

В марте 2021 года он с другом открыл барбершоп Bonkers и о потерянных деньгах не сожалеет. 

«Если бы этого банкротства не произошло, я бы скорее всего продолжал работать дальше старшим барбером, хотя мне наскучило стричь даже в крупных барбершопах. Там я добился чего хотел, и расти дальше было некуда. Мы долго думали насчет названия. На сленге оно означает «сумасшедший» и отражает нашу команду. Мы амбициозны, и у каждого нашего барбера были комфортные условия работы и приличные заработки. Но они согласились с нами работать», — говорит Азамат. 

Затраты, сарафанное радио и стрижки для футболистов 

Как опытный барбер, Азамат понимал, что прибыль будет зависеть от месторасположения точки. Поэтому несмотря на дорогую аренду помещение партнеры по бизнесу искали в золотом квадрате Алматы. Спустя два месяца они нашли подходящее место на 100 квадратных метров, где и собрали коллектив.  

«Аренда помещений на первой линии стоит дорого и превышает 500 тысяч в месяц. До нас здесь была клиника, и договор мы заключили так, чтобы в течение определенного срока стоимость аренды не менялась. Ещё около миллиона тенге мы потратили на ремонт: поменяли стены и потолки. Но больше денег ушло на закупку оборудования, технику и элементы интерьера: макет мотоцикла, Sony Playstation, телевизор, диван, кресла, зеркала и косметику», — перечисляет Азамат. 

По словам представителя, чтобы открыть в барбершоп нужно минимум 6 млн тенге.

Деньги пойдут на аренду помещения площадью около 70 кв. м., ремонт, закупку оборудования. Неизбежны траты на косметику, полотенца и т.д Также потребуется нанять до 4-5 мастеров. 

За 8 месяцев работы мы пока не вышли на самоокупаемость. Вначале мы составили бизнес-план, в него входили расходы даже на кофе, чай и стаканчики. В карантин заказать что-то из Китая было невозможно, поэтому кресла и другое оборудование нам привезли из России. По плану мы выйдем на окупаемость в среднем за 1,5-2 года. Такие сроки, примерно и по рынку, — отмечает предприниматель. 

Профессия барбера — это ремесло, и каждый мастер за годы работы нарабатывает клиентскую базу. Поэтому траты на рекламу были минимальные. 

«Мастера пришли со своими клиентами. Плюс, после открытия сработало сарафанное радио. Постоянные клиенты звали с собой друзей и знакомых. Потом мы заключили корпоративные договора с университетами и организациями. Например, по специальной программе у нас стригутся игроки ФК «Кайрат», — говорит Азамат. 

Сейчас в штате барбершопа 9 человек, включая 7 мастеров. Так как у каждого барбера своя клиентская база, то и отношение к ним со стороны работодателя бережное. Стрижка в барбершопе стоит 6 тысяч тенге, куда входит скраб для лица, глиняная маска и горячий компресс. Стрижка головы и бороды — 9 тысяч тенге.  

Мы изначально хотели, чтобы барберы работали честно и заинтересованно. Поэтому установили более выгодную систему оплаты 50 на 50, хотя во многих барбершопах условия — 70 на 30. Из оставшихся 3 тысяч около 10% уходят на аренду, налоги, и закуп расходных материалов, — уточняет Азамат. 

В день в барбершопе стригутся и бреются около 30 гостей, этого хватает для покрытия расходов и выполнения KPI бизнес-плана. При этом около 15% доходов владельцам приносит продажа косметики для волос: шампуни, укладчики, гели. 

Франшиза и сухой закон

Каждый барбер в салоне не только стрижет и бреет, но и занимается административными и хозяйственными обязанностями. Кто-то закупает косметику, другие поддерживают чистоту в салоне. Таким образом, сотрудники развиваются, а самый трудолюбивый работник станет управляющим во втором барбершопе. 

Открытие новой точки и запуск франшизы в Алматы запланирован на 2022 год. Также владельцы хотят оптимизировать бизнес-процессы, внедрив CRM-систему для ведения отчетности, закупа, найма и обучения. 

Барбершопы — это своего рода мужские клубы, где можно не только постричься и побриться, но и пообщаться, и даже выпить алкоголь.  

«Во многих барбершопах наливают спиртное. Мы долго думали и решили отказаться. Многие гости скептически относятся к тем, кто пьет алкоголь в салоне из-за религиозных убеждений, или им просто это не нравится. У нас только чай, кофе и вода», — говорит предприниматель. 

По мнению Азамата, открывать барбершоп лучше человеку с опытом или нанять такого специалиста. Ориентироваться только на «золотой квадрат» Алматы не обязательно. Можно открыть заведение и в новом ЖК не в центре города.

Главное в этом бизнесе — барберы. Прибыль будут приносить именно они. Основная проблема новых салонов в том, что работают неопытные мастера. И первые клиенты, которых некачественно подстригли, уходят навсегда, — подчеркивает Азамат. 

Несмотря на должность он не перестал стричь клиентов. Причем не только из-за денег, но и любви к ремеслу. Кроме управления и подготовки , франшизы, предприниматель готовится поехать в Талдыкорган, куда его пригласили для консультаций по открытию барбершопа.