В чем смысл этой деятельности? 

Социальное предпринимательство нацелено на решение социальных, культурных или экологических проблем. Его первостепенная задача — изменение жизни общества в лучшую сторону, а уже потом извлечение прибыли. 

«Социальным предпринимательством начинают заниматься в основном из-за того, что владельцы бизнеса сами столкнулись с какой-то проблемой в жизни или наблюдали ее со стороны и проявили неравнодушие», — говорит директор программ по социальному предпринимательству «Фонда Евразия Центральной Азии» Айгуль Тагатова.  

Айгуль Тагатова

По данным  Ассоциации социальных предпринимателей Казахстана в республике насчитывается около 800 компаний, занимающиеся  СП. В основном они представлены в крупных городах: Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Актобе и Атырау. 

«Социальным предпринимательством начинают заниматься в основном из-за того, что владельцы бизнеса сами столкнулись с какой-то проблемой в жизни или наблюдали ее со стороны и проявили неравнодушие», — говорит директор программ по социальному предпринимательству «Фонда Евразия Центральной Азии» Айгуль Тагатова.  

По данным  Ассоциации социальных предпринимателей Казахстана в республике насчитывается около 800 компаний, занимающиеся  СП. В основном они представлены в крупных городах: Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Павлодаре, Усть-Каменогорске, Актобе и Атырау. 

«Социальное предпринимательство как термин, в Казахстане появился примерно в 2013-2014 году. Тогда, несколько игроков этого рынка, стали говорить о том, что  социальное предпринимательство есть не только в мире, но и в Казахстане», — отмечает глава Ассоциации Гульзира Амантурлина

За последние годы роль СП заметно возросла. В июне 2021 года президент подписал  закон регулирующий сферу СП,  где также прописаны льготы и статус таких компаний. 

«Закон дорабатывается и вступит в действие с января 2022 года. Разработка этого закона  при сенате парламента проходила с участием нашего фонда. Мы, конечно, внесли необходимые поправки, но, к сожалению, не все они были приняты. Тем не менее, большинство задач решено. Например, дано определение социального предпринимательства и его критерии. Можно сказать, что сейчас СП принимает институциональную форму в Казахстане», — добавила Тагатова. 

Какая разница между СП и традиционным бизнесом?

Эмин Аскеров

Бизнес от социального предпринимательства отличается своей миссией и задачами, — считает основатель социальной мастерской «Green TAL» Эмин Аскеров. С 2015 года организация обучает и дает работу социально-уязвимым категориям населения: матерей-одиночек, выпускников детских домов, бывших осужденных, людей с инвалидностью и ментальными нарушениями и других. 

«По специальности я социальный работник, и мне всегда были интересны социально-ориентированные проекты, плюс хотелось вносить какой-то вклад, лепту в развитие нашего общества. Наше принципиальное отличие в том, что мы смогли создать производственную базу, где объединили разные социальные категории для развития и интеграции в рабочий процесс», — рассказал Эмин Аскеров. 

По мнению специалиста, в отличие от традиционного бизнеса, главная цель которого монетизация и заработок, задача социального предпринимательства — решение существующих социальных проблем за счет коммерческого подхода. 

«Что это нам дает? в первую очередь независимость от внешнего финансового источника и при этом содействие государству в решении вышеуказанных проблем», — говорит Эмин Аскеров. 

Эту концепцию разделяет и генеральный директор первого Zero Waste магазина в Казахстане Дина Огай. Hello Eco работает с марта 2021 года, а основатели компании придерживаются подхода осознанного потребления и в бизнесе, и в жизни. 

«Начиная практиковать эко-привычки, снижающие твой личный след, рано или поздно сталкиваешься с проблемой излишней упаковки. В какой-то момент, возвращаясь из магазина или с базара, понимаешь, что вместе с необходимыми продуктами и товарами приносишь домой гору ненужной упаковки, пакетов, коробок. В лучшем случае они пойдут на переработку, а в худшем — прямиком на мусорный полигон», — говорит предпринимательница. 

Магазин «без упаковки» предлагает потребителям широкий ассортимент натуральных эко-товаров, включая продукты питания, косметические средства для тела и многое другое. Около 40% товара — продукция местных эко-производителей. Согласно концепции заведения, приобрести их можно на развес, на розлив или в собственную тару.  

«Наша миссия — сократить количество отходов, просто их не создавая, и предлагать при этом натуральные товары. Потребителю это тоже выгодно, так как он платит только за чистый продукт, а не за его упаковку», — поясняет директор Hello Eco. 

Финансовые затраты на запуск магазина составили чуть более 25 млн тенге. В первые полгода проект вышел на самоокупаемость, а полученная прибыль реинвестируется в развитие. Также при магазине действует пункт приема вторсырья и установлена полка для книгообмена. 

Дина Огай

Выгодно ли заниматься социальным предпринимательством?

СП часто путают с социальными проектами и благотворительностью. Его ключевое отличие в устойчивости. Благотворительные проекты, как правило, зависят от объемов пожертвований, тогда как социальный предприниматель имеет постоянный источник дохода. 

Традиционный бизнес в отличии от СП распределяет прибыль. По словам Гульзиры Амантурлиной, соц. предприятие не делит доходы между учредителями, а тратит их на нужды фирмы. 

В соц. предпринимательстве акцент сделан на качественные результаты. Мы переняли от бизнеса умение брать на себя риски и ответственность, а также планирование и бюджетирование, но параллельно с этим решаем социальные задачи, — комментирует руководитель Ассоциации соц. предпринимателей РК. 

При этом работодатели думают о самоокупаемости и стремятся к прибыли, что не нарушает принципов социально-ориентированного бизнеса. В таком случае главный показатель успешности проекта — его финансовое воздействие.

«К примеру, я решаю вопрос занятости социально уязвимых категорий населения. В моем случае успех измеряется количеством трудоустроенных. В нашей компании трудится порядка 80 сотрудников, 95% из них относятся к социально уязвимой категории. Если говорить о цифрах, то, конечно, заниматься социальным предпринимательством не всегда выгодно. Здесь приходится больше отдавать, чем брать. Но нами движет иной мотив – вносить вклад в развитие общества», — отмечает Эмин Аскеров. 

Дина Огай полагает, что проекты в сфере СП, должны приносить прибыль, как и любой другой бизнес. В противном случае, это будет не предпринимательство, а благотворительность. 

«В отличие от традиционного бизнеса, коммерческая выгода не конечная цель, а косвенный плюс, который помогает нам увеличивать социальный эффект. В нашем случае — это помощь в изменении покупательских привычек с пользой для окружающей среды. Мы с партнерами договорились в ближайшие несколько лет направлять всю прибыль на расширение этой задачи, открывая больше магазинов и внедряя новые услуги и продукты», — пояснила руководитель эко-магазина

Гульзира Амантурлина

По словам Гульзиры Амантурлиной развитие социального предпринимательства — тренд не только в Казахстане, но и во всем мире, и поддерживается с финансовой точки зрения. 

«Многие бизнесы понимают, что делать что-то просто «про деньги» уже неинтересно. Реклама, которая выпускается в никуда, например, где-то в газете никому не нужна. Интересно, когда есть сотрудничество. Социальное предпринимательство — как раз тот случай, когда инвестиции идут на решение какой-то задачи, поэтому я уверена что заниматься этим в любом случае выгодно», — считает глава Ассоциации.  

Выбирая путь социального предпринимателя, необходимо понимать сопутствующие риски, поскольку придется конкурировать и с бизнесом, и с некоммерческими структурами. Поэтому стоит трезво оценить свои силы и разобраться в личной мотивации, ответив на вопрос, зачем мне это нужно?  

Пока лидер горит идей, его дело хорошо развивается, даже если оно не сильно прибыльное. Но развиваясь, оно сплачивает вокруг единомышленников, — резюмировала Амантурлина. 

Какие сферы охватывает социальное предпринимательство?

Проекты в области СП, как правило, ассоциируются с поддержкой уязвимых слоев населения. В Фонде Евразия рассматривает эту сферу более широко. 

Социальное предпринимательство также охватывает инновации, проекты для детей, спорт, культуру, туризм. Все эти сферы бизнеса так или иначе нуждаются в системной поддержке. В большинстве своем они не приносят большой прибыли, — говорит Айгуль Тагатова. 

СП могут заниматься как некоммерческие организации, так и ТОО или ИП. Также есть проекты, связанные с экологией, и развивающие центры для детей с особыми потребностям. В сфере экологии — это безотходные предприятия с минимальным использованием или применением переработанного пластика. Популярны и такие направления, как робототехника и развитие гибких навыков у детей.

«Например, школа дает академическое образование, но слабо развивает в детях лидерские качества и навыки самопрезентации, коммуникаций и решения конфликтов. Бизнесы, которые работают с детьми в этих направлениях, помогают воспитывать подрастающие поколение более адаптированным к реалиям жизни», — пояснили в фонде

С 2016 по 2020 годы в рамках конкурса «Жаркыра» по развитию СП в Атырауской и Мангистауской областях поддержку от фонда получили более 50 проектов. Среди победителей конкурса — компания «ЭкоПластик» из Атырау, занимающаяся сбором и переработкой пластиковых отходов. Среди поддержанных инициатив также спортивный клуб для инвалидов «Ер жүректілер» и швейный цех «NEIBART» для женщин, отбывших срок в колонии или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 

Есть ли будущее у СП в Казахстане?

По мнению Эмина Аскерова, гражданское общество в Казахстане созрело для развития подобных проектов. 

Вопросы социального характера на повестке дня будут наиболее ключевыми, поскольку разрыв между бедными и богатыми только увеличивается, как и число людей с инвалидностью. Все это напрямую сказывается на экономике и состоянии общества в целом. А социальное предпринимательство способно разгрузить государство от всевозможных социальных вызовов, — заключает специалист. 

Гульзира Амантурлина убеждена, что в будущем СП также способно решить и определенные задачи государства.  

«Государство может делегировать больше услуг некоммерческому сектору, потому что у нас есть экспертиза, и мы знаем проблему изнутри. К тому же, нам не нужно миллион заседаний, чтобы решить какую-то задачу. Очень часто социальные предприниматели просят им просто не мешать. У СП есть будущее, и я надеюсь, что еще больше предприятий перейдут на сторону социального предпринимательства, чтобы менять жизнь граждан к лучшему», — прокомментировала Гульзира Аматурлина.  

Дина Огай считает, что СП — относительно новый бизнес-концепт для Казахстана, открывающий множество новых возможностей для развития. 

«Такой вид коммерческой деятельности формирует новое поколение и культуру зарабатывания денег. Мы верим, что появления молодых соц. предпринимателей в нашей стране будет прямо пропорционально снижению экологических рисков», — говорит руководитель компании. 

В фонде Евразия также отмечают большой потенциал для развития СП в Казахстане, на что также повлияло принятие необходимого закона и просвещение граждан. Особенно молодежи, желающих участвовать в решении социальных проблем.