ГлавнаяБлог

Постоянно на иголках: как перестать тревожиться и начать жить

Навязчивые мысли, проблемы со сном, раздражительность, сложности в общении - все это признаки тревожного состояния. Превращаясь в повседневный фон, оно искажает восприятие действительности. В итоге человек становится параноиком, а накопленный стресс ослабляет здоровье и портит жизнь. Почему одни люди более тревожны, чем другие, в чем глубинные причины продолжительной тревоги и что с ней делать? Отвечаем вместе с практикующим психологом и психотерапевтом, а также лектором проекта The Course Александром Скуртулом.

В чем отличие тревоги от тревожности? 

Тревога — это эмоциональное переживание, связанное с ожиданием неприятностей. Оно возникает единожды, но может перерасти в тревожность, когда переживания переполняют человека регулярно по поводу и без видимых причин. Превращаясь в привычку, тревожность способствует развитию других психологических проблем и расстройств личности. 

Тревогу испытывает каждый. Вопрос в том, насколько часто она возникает. Её может вызвать все что угодно. Например, заболел родственник, или предстоит неприятный разговор с начальником. Такая тревога уместна. Формирование устойчивой тревожности, когда человек на многое отвечает этим чувством, даже на новости, уже звоночек, — поясняет психолог Александр Скуртул.  

Почему мы тревожимся? 

Одна из главных причин тревожности кроется в детско-родительских отношениях, особенно с матерью. В раннем возрасте детям важно ощущать безопасность окружающего мира, которую для них могут создать только родители. Если мама не присутствует в жизни малыша или регулярно его оставляет, не уделяя должного внимания, у ребенка развивается триггер. В таком случае он принимает формат нестабильности отношений за норму и бессознательно следует ей даже будучи взрослым.

Если материнское поведение было непредсказуемым, у ребенка, как правило,  формируется тревожный тип привязанности. Например, если мать то отвергала его, то приближала, то хвалила, то наказывала, игнорировала, уходя надолго в себя, и так далее.  

«Зачастую подобное поведение связано с личностными расстройствами матери, ее неуравновешенностью, тревожностью, неуверенностью или эмоциональной нестабильностью. Но бывает и так, что попытки быть “правильной” матерью и изучение разных концепций воспитания заставляют маму быть непредсказуемой. То есть опасной и вызывающей тревогу. Отношения для таких людей всегда сопряжены с чувством сильной тревоги. Они чувствительны к любой критике (а вдруг разлюбили?), ищут подвох, сомневаются в чувствах партнёра. Вопрос “а ты меня любишь?” по 150 раз за день — как раз об этом типе привязанности», — объясняет психолог. 

Помимо детско-родительских отношений на развитие тревожности во взрослом возрасте могут влиять гормональные, биологические и физиологические факторы. Хотя, по мнению Александра Скуртула, такие случаи встречаются редко, примерно 10 из 1000. Длительный стресс также влияет на появление тревожности. Например, человек продолжительное время состоял в серьезных отношениях, но после их завершения долго не может выстроить другие. 

«Но чаще многие воспоминания вытесняются, и возникает иллюзия, что раньше было лучше. Человек убеждает себя, что в детстве у него все было хорошо, хотя на самом деле нет. Многие переживания могут быть досознательными, когда ребенок их не запоминал. Если мать годовалого малыша была в депрессии, это могло стать причиной его тревожности, которую не получается объяснить во взрослом возрасте», — говорит психолог.

Влияние тревожности на качество жизни и организм 

В постиндустриальном обществе от человека требуют постоянно чему-то учиться, проявлять инициативу и креативность. Как следствие, у него появляется гораздо больше причин для тревоги и больше времени на рефлексию, так как думать о базовых потребностях для выживания не нужно. Также на нас влияют родительские и общественные ожидания, а несоответствие им нередко вызывает страх отвержения.

Для сравнения, у какого-нибудь изолированного племени из Амазонии гораздо меньше потребностей и, соответственно, требований родителей к детям. Занимаясь вопросами выживания, времени на рефлексию почти не остается, и, следовательно, нет почвы для тревожности. 

В таком индустриальном обществе, как Советский Союз, причин тревожится тоже было меньше, чем сейчас. Жизнь была более предсказуемой за счет плановой экономики и социальных гарантий. Современный мир устроен иначе, и человек в нем предоставлен сам себе. С одной стороны у него гораздо больше свободы в принятии решений, а с другой — в его жизни больше внешних вызовов и стресса. В таких обстоятельствах самоуверенная позиция тоже дает сбой, и приходится учиться балансировать. 

В кляйнианском психоанализе, которого я придерживаюсь, наиболее здоровая позиция  –  депрессивная. Она подразумевает принятие того, что человек не всемогущ, мамы нет рядом и близится смерть. Это адекватное восприятие мира. Принимая все это, и имея четкую опору, можно быть продуктивным, креативным, спокойно отдыхать и трудиться, — поясняет психолог. 

Организм тревожных людей находится в постоянном стрессе, что не может не отражаться на теле. Психика и тело – единая система. Постоянный стресс ослабляет иммунитет, тревожные люди быстрее стареют, чаще болеют, у них появляется тахикардия и скачет давление. 

«По моему личному мнению, многие болезни возникают из-за тревожности. Тревожный человек зачастую боится, что его болезнь может развиться во что-то серьезное. Если он мнит болезнь, появляется ипохондрия. Повышенная тревога может отталкивать и в общении. Каждому хочется сильного друга. Другой готов помогать, но не постоянно. Только если он сам не мазохист, что тоже нездоровая связь. Даже квалифицированным терапевтам бывает сложно выдерживать тревожных людей», — говорит Александр. 

Как самому диагностировать тревожность? 

Определить, повышен ли у вас уровень тревожности, можно пройдя специализированные тесты. Но чаще всего тревожные люди сами чувствуют, что проявляют излишнее беспокойство. В кабинете психолога они много говорят о том, что другим легче жить, общаться, другие меньше переживают. В терапию их приводят страдания от постоянного чувства тревожности. 

Другой явный признак повышенной тревожности — панические атаки. Но чтобы знать наверняка, лучше провести психодиагностику. Это может сделать психолог, врач психотерапевт или психиатр. 

«Я никогда не говорю человеку, какая у него сложность проблемы или диагноз.  Диагностику провожу для себя. Если мы настроены на длительную психотерапевтическую работу с клиентом, то эти стигмы могут мешать. Во время терапии мы создаем атмосферу безопасности и доверия, и это подразумевает принятие человека любым, как ребёнка», — говорит специалист. 

Работать с тревожностью самостоятельно можно, если направить волевые усилия на поиск качественного общения и отношений. Сложность состоит в том, что тревожность замыкает человека на себе, и само общение вызывает беспокойство. Если справиться с тревогой самостоятельно не получается, важно чтобы собеседник мог выдерживать навязчивые чувства и мысли собеседника.  

«Представьте себе переполненный чайник. Как ему справиться самостоятельно? У таких людей внутри много сдержанных эмоций, поэтому должен быть другой контейнер, куда перейдет часть этого материала. Сам чайник со своей энергией ничего сделать не может. Как ребенку, для того, чтобы справиться с переживаниями необходим другой человек, так и во взрослой жизни эта потребность сохраняется.

Если человек найдет достаточно много качественного общения и понимания, что другие его не отвергают, это поможет ему вымещать тревогу и постепенно гармонизирует.

Но для того чтобы начать общаться откровенно, искренне и регулярно нужны волевые усилия. Проблема в том, что многим тяжело начать», — объясняет специалист.

Если тревога не проходит долгое время, лучше всего записаться на прием к психологу или психотерапевту. Специалист поможет разобраться в причинах тревожного состояния и выйти из кризиса, закрепив полученный опыт.