ГлавнаяБлог

Песчаная психоделика или мир «Дюны» глазами Дени Вильнёва

На экраны вышел один из самых долгожданных фильмов последних лет - «Дюна» Дени Вильнёва. Во-первых, потому, что до сих пор по-настоящему качественной экранизации романа Фрэнка Герберта так и не случилось. А во-вторых, Дени Вильнев – один из самых ярких и перспективных фантастов современного кинематографа и каждый его фильм – событие.

Начнем с небольшого экскурса в историю фантастической саги и ее экранизаций.

«Дюна» — это первый роман Фрэнка Герберта из серии «Хроники Дюны» и один из самых известных научно-фантастических романов XX века. Именно он сделал писателя знаменитым и принес ему престижные  награды. 

Что неудивительно: Герберт создал детально проработанную фантастическую вселенную, живущую по своим законам. Плюс в произведении затронуты актуальные во все времена вопросы политики, религии, экологии, эволюции, истории, экономики и психологии. Добавьте к этому интереснейший сюжет, и в итоге получится захватывающий роман, ставший классикой в жанре фантастики и покорившая миллионы читателей. 

Вполне закономерно появились  настольные и компьютерные игры, и разумеется, кинематограф тоже не мог остаться в стороне.

Dune II: Battle For Arrakis, SEGA

История экранизаций «Дюны» началась с американского продюсера Артура Джейкобса, который спродюсировал все пять фильмов из цикла «Планета обезьян». В 1971 году его компания приобрела права на роман, а режиссерское кресло тогда прочили творцу «Лоуренса Аравийского» Дэвиду Линчу. Однако из-за очередной части «Планеты обезьян» съемки отложили на год. А в июне 1973 года Джейкобс скончался. Его наследники с легким сердцем уступили права на «Дюну» Мишелю Сейду.

Тогда мир «Дюны» попал в руки режиссеру Алехандро Ходоровски. И надо сказать, среди неснятых фильмов эта экранизация стоит особняком. Именно в качестве нереализованного проекта она повлияла на всю современную культуру. Задумка была грандиозной, как и ее участники, в список которых вошли Сальвадор Дали, Орсон Уэллс, Pink Floyd, Ханс Рудольф Гигер и много кого еще. 

Концепты Гигера для фильма «Дюна» Алехандро Ходоровски

«Я хотел снять картину, которая дала бы тем, кто тогда принимал ЛСД, галлюцинации – но без самих галлюцинаций. Картину, которая изменила бы восприятие публики. Я хотел создать фильм-пророк, чтобы изменить сознание молодых людей по всему миру. Для меня «Дюна» – пришествие Бога. Художественного, кинематографического Бога… Я хотел создать нечто священное, свободное, я хотел открыть сознание! Я ощущал себя тогда как в тюрьме. Я хотел свободы! Всякий, кто работал над этим фильмом, должен был стать духовным воином», — говорил о своем проекте режиссер.

И ведь кто знает — сними Ходоровски «Дюну», кинематограф мог пойти по другому пути. Выйдя в прокат до «Звездных войн», «Дюна» могла стать главной фантастической лентой XX века и перекроить нашу культурную реальность.

Но не сложилось. Скептики уверяют, что проект рухнул под своей тяжестью: масштаб съёмок опережал возможности кинематографа середины 1970-х. Да и попросту не хватило денег. 

В 1984 году за экранизацию романа взялся Дэвид Линч. Однако его эксцентричный почерк пришелся не по вкусу публике, и «Дюна» с треском провалилась в прокате. Бюджет фильма составил $42 млн, а собрал всего $27 млн, вчистую проиграв «Звездным войнам». Сам Дэвид Линч объяснял это тем, что фильм монтировался уже без него. 

Потом была пара сериалов. Первый из них – это вышедший в 2000 году мини-сериал из трех серий  режиссера и сценариста Джона Харрисона. Публика и критики приняли его вполне благосклонно. Более того, проект победил в двух номинациях «Эмми» за лучшие спецэффекты и за лучшую работу оператора.

Второй – тоже мини-сериал из трех серий – вышел в 2003 году. Режиссер Грег Яйтанс снял продолжение сериала 2000 года, но, несмотря на то, что экранизации  были неплохими, всерьез их никто не воспринимал.   

Возможно, киноистория о наследнике Атрейдесов так и осталась бы недооцененной, если бы за очередную экранизацию романа не взялся Дени Вильнёв. Будучи ярым фанатом романа  Фрэнка Герберта, он решил сделать то, с чем не справись Дэвид Линч и Алехандро Ходоровски. А именно – снять фильм, достойный первоисточника. И режиссеру это удалось. 

Пол Атрейдес из Дюны 1984 года и 2021-го

Опустим подробности сюжета. Кто не слышал про песчаную планету Арракис с ее песчаными червями и специей, от добычи которой зависит контроль над всей галактикой.  Да, в сюжете нет ничего нового и неизвестного. Зато есть авторская подача

Режиссер не стал, как говорят, «впихивать невпихуемое». Изначально было понятно, что этой истории будет слишком тесно в рамках 155-минутного фильма. Поэтому «Дюна» — это только начало и стоит настроиться на полноценную франшизу. Во всяком случае у Вильнёва она в планах.

Новая  «Дюна» — это красивое, местами сложное, многоплановое и, пожалуй, даже многослойное кино. В нем средневековый мистицизм гармонично сочетается с высокими технологиями, а некая тяжеловесная вычурность с абсолютным аскетизмом. 

Самое главное, что Вильнёв не стремится заигрывать с публикой. Он из тех режиссеров, которые не готовы ради вечного «хлеба и зрелищ» расстаться со своей индивидуальностью. Так что вопреки современным голливудским тенденциям «Дюна» — это не экшен, написанный яркими широкими мазками. Нет. В ее основе полутона и  сильная визуальная составляющая.

И дело даже не в том, что каждый кадр доставляет эстетическое наслаждение. Линч для того, чтобы лучше раскрыть каждого персонажа, пользовался закадровыми монологами. Вильнёв же уделяет внимание картинке. Главное здесь – лица и эмоции крупным планом.

Дополнительное внимание фильму обеспечил и актерский состав. Роль Пола Атрейдеса исполнил Тимоти Шаламе – звезда авторского кино и, как говорят критики, одна из главных надежд современного кинематографа в целом. К 25 годам актер успел собрать коллекцию наград, включая номинацию на «Оскар», два «Золотых глобуса» и три премии BAFTA. Он настолько органичен в роли Пола, что складывается ощущение, что это образ всей его жизни. Возможно, кому-то в его образе не достаёт брутальности, но так и по сюжету в начале романа главному герою только 15 лет. 

Мать Пола и наложницу герцога, леди Джессику, сыграла Ребекка Фергюсон, а самого Лето Атрейдеса — Оскар Айзек. Кроме того в фильме появятся Джейсон Момоа, Шарлотта Рэмплинг, Стивен Хендерсон, Джош Бролин и Зендея (правда, поклонникам последней придется разочароваться — в этой части «Дюны» она появляется только в видениях Пола). 

Плавное, неспешное и где-то даже медитативное повествование в сочетании с великолепной музыкой Ханса Циммера с первых кадров буквально погружают в мир фантастической вселенной (те, кто смотрели «Прибытие», несомненно, поймут о чем речь). 

В сущности, «Дюна» — это скорее авторское кино, причем понятное любому зрителю. Его хочется пересмотреть, и благодаря такому подходу Вильнёву удалось поймать глубину вселенной Герберта.