Кому и зачем нужна психотерапия?
В психологии терапией называют избавление человека от эмоциональных, личностных и социальных проблем путем этичного воздействия на психику. Терапию можно сравнить с расчисткой внутреннего пространства человека от травмирующего опыта, накопившегося за много лет.
Принять решение идти к психологу помогут только внутренние ощущения. В повседневной жизни каждый сталкивается с трудностями, и обращаться за помощью — нормально. Особенно, если это многолетняя проблема. Например, неудовлетворенность от работы, несчастливые отношения либо их полное отсутствие, конфликты с близким и т.д.
По мнению гештальт-терапевта с 13-летним опытом Ольги Третьяковой, есть ситуации, переживать которые желательно с психологом. Это моменты жизненных переломов и резких перемен. Например, когда объявили карантин, или покинул близкий человек, с которым была эмоциональная связь. Поддержка также бывает нужна и при позитивных переменах. Чтобы перестроиться на новый жизненный сценарий, психике необходимо время, и психолог оказывает необходимую поддержку в этот период.
«Наш мозг — древняя структура. Раньше темп жизни людей был медленным, сейчас же одни события быстро сменяются другими. Мозг еще не приспособился к изменениям среды, в которой мы живем. В связи с чем возникла необходимость помогать психике адаптироваться. Этим и занимается психолог.
Обратиться психологу стоит, если вам хочется жить счастливее и лучше, чем сейчас. Меньше волноваться, получать больше удовольствия, завершить отношения, в которых вы страдаете или воспитывать своих детей более счастливыми.
Человек сам решает, продолжать ли ему быть героем и делать все в одиночку, либо идти за поддержкой», — поясняет Ольга Третьякова.
На какие критерии стоит опираться при выборе специалиста?
У психолога должен быть диплом или как минимум свидетельство о переквалификации. Годичные курсы переквалификации в основном проходят медики и педагоги. Помимо высшего психологического образования необходима специализация в одном из психотерапевтических направлений. К общепризнанным и проверенным направлениям относятся: гештальт-терапия, психоанализ, транзактный анализ, когнитивно-поведенческая терапия и другие.
Эти методы развивались несколько десятилетий и опираются на исследовательскую базу.
Прежде, чем идти к психологу, стоит узнать о методе, которого он придерживаться, чтобы понять, подходит он вам или нет.
Курсы повышения квалификации и дополнительное образование — также одно из важных условий становления специалиста. Например, обучение гештальт-терапии длится от четырех до пяти лет, и это не предел. Наличие у психолога сертификата о специализации сроком меньше года говорит о невысоком уровне формирования практических навыков. Мастерство и качество работы такого специалиста, скорее всего, будет ниже по сравнению с коллегами, развивающимися в одном из направлений в течение нескольких лет. Для приобретения опыта и выработки собственного стиля психологу в среднем может понадобиться три года.
«Важно понимать, что психология – это наука. За каждым существующим методом стоят научные исследования. Психолога-нумеролога быть не может, как и психолога-таролога, психолога-астролога или гадалки-психоаналитика. Я с большим уважением отношусь к этим областям знаний. Возможно, со временем появятся методы, доказывающие работу этих направлений. Но на данный момент это наукой не является. Поэтому при работе с клиентом нужно опираться на научные, проверенные методы работы», — отмечает специалист.
Чтобы понять, будет ли вам комфортно работать с психологом, важно учесть несколько факторов. Например, насколько для вас важна определенная религиозная принадлежность специалиста и приверженность к традициям?
Возможно, вам будет комфортнее работать с мужчиной или женщиной, со специалистом старше, моложе вас или примерно одного возраста. Перед началом консультации узнайте, разделяет ли психолог определенный взгляд на ваш вопрос. В случае несовпадения жизненных ценностей, психолог и клиент сложнее достигают взаимопонимания и доверия в работе.
«Инструмент психолога – это его сознание и чувства. Для того чтобы они были стерильны и остро заточены, как скальпель хирурга, специалист должен за ними ухаживать и держать в рабочем состоянии. Помогает ему в этом личная терапия, где он прорабатывает собственные переживания», — добавляет собеседница.
Помимо личной терапии психологу обязательно проходить супервизию — консультацию с опытными коллегами по поводу какого-либо случая. На супервизии терапевт исследует «слепые пятна», собственные чувства и реакции в адрес клиента, узнает, как с похожей проблемой работают коллеги. Это позволяет сохранять нейтральность и адекватность в работе. Членство в профессиональных ассоциациях также говорит о профессионализме специалиста.
«Например, я являюсь членом московского гештальт-института. Это позволяет моим коллегам увидеть и оценить мою работу и признать меня, как специалиста», — говорит Ольга.
Люди часто приходят к психологу с вопросами, что делать и как жить дальше, чтобы быть счастливым. При этом «грамотный» специалист не будет говорить, как правильно поступать человеку в определенной ситуации и какое решение лучше принять. Нужно ли разводиться с мужем или увольняться с работы клиент в итоге решает сам. Работа психолога заключается в том, чтобы помочь человеку самостоятельно прийти к лучшему для него решению. Навязывание не принесет пользу, особенно, если человек был внутренне не готов к переменам.
«Если у вас не получается завести семью, организовать свой доход, состояться в профессии и т.д, то скорее всего причина не в том, что вы плохой или ленивый человек, а в том, что у вас есть незавершенные задачи развития. Психолог помогает обнаружить их и завершить, чтобы подойти к новой задаче. Тут все индивидуально, поэтому так важно разбираться в каждом конкретном случае», — считает собеседница.
Как понять, что терапия действительно помогает?
Жизненный опыт человека выстраивает цепочки определенных нейронных связей. Так, панические атаки или любой другой симптом поддерживаются множеством привычек, образом жизни и определенным мышлением. Чтобы изменить способ мышления, старые цепочки нейронных связей нужно перестроить. Меняться человеку помогает новый опыт, полученный во время сессий, но это требует усилий и времени. Решить проблему за 3-4 встречи можно только поверхностно и в том случае, если она возникла совсем недавно.
«Изменения происходят, когда человек начинает осознавать, почему он поступает тем или иным образом. В каком-то смысле психотерапия учит иначе реагировать, разговаривать, обращаться со своими чувствами. Многие теоретические положения, которые были доказаны с помощью исследований и наблюдений психологов, сейчас подтверждаются нейрофизиологами», — говорит Ольга Третьякова.
Каждый раз попадая в одну и ту же стрессовую ситуацию нейронные связи человека соединяются в определенной последовательности. Например, ребенок, привыкший к критике матери, во взрослом возрасте будет ждать ее отовсюду. Нейронные связи начинают перестраиваться при получении нового опыта. Например, в момент, когда клиент ждет привычной критики от специалиста и не получает ее в ответ. Для закрепления изменений нужно повторять воспроизведение нового опыта, иначе старый шаблон реакций возьмёт верх. Поэтому перемены требуют времени.
Понять, есть ли эффект от терапии, помогают внутренние ощущения: чувство облегчения, снижение стресса, смена моделей поведения.
Также результатом могут стать и доверительные отношения с психологом, которых у человека может не быть в жизни с его окружением. Если встречи с психологом помогают лучше жить, значит результат есть, а если ничего не меняется, то, скорее всего, что-то идет не так.
От трех до пяти встреч помогут получить облегчение за счет разрядки накопленного внутреннего напряжения. По словам Ольги Третьяковой, это будет похоже на то, что человеку сбили температуру. Если разбираться с глубинными вещами, почему эта температура возникла, может понадобиться от полугода с периодичностью встреч раз в неделю.
«Если человек был в браке 10 лет и потом развелся, понадобится как минимум 10 месяцев, чтобы пережить расставание. Это все очень условно и зависит не только от профессионализма психолога, но и от готовности человека что-то менять в своей жизни», — поясняет специалист.
Процесс завершения терапии тоже требует времени. Отдаления психолога и клиента — постепенный процесс, и отношения не будут считаться завершенными без прохождения определенных этапов.
Добавить комментарий